Новую систему видеофиксации, установленную на столичных улицах, стали использовать в своих целях мошенники. Как сообщает отдел пропаганды ГИБДД, в последнее время участились случаи, когда камера фиксирует так называемый автомобиль-двойник, а уведомление об оплате штрафа приходит реальному владельцу.
«Как правило, на фотографиях, прилагаемых к постановлению ГИБДД зафиксирован автомобиль с такими же государственными регистрационными знаками и аналогичной марки, как у заявителя. Различие, как правило, в деталях: например, другая модификация автомобиля, наличествуют либо, наоборот, отсутствуют какие-либо отличительные признаки автомобиля – не та форма фар или элементы тюнинга, установлен багажник на крыше», — говорится в сообщении ведомства.
В ряде случаев автомобиль-нарушитель полностью соответствовал своему легальному «донору», но владелец заявил, что не мог находиться в конкретное время в том месте, где его зафиксировала камера.
«Мы советуем настоятельно изучить постановление и, в случае уверенности, что это не ваш автомобиль, обратиться с соответствующим заявлением в то подразделение ГИБДД, которое вынесло постановление об административном правонарушении. В заявлении следует подробно изложить сведения, подтверждающие ваши доводы о возможной фиксации «автомобиля-двойника», и приложить фотографии, на которых отображены отличительные особенности вашего транспортного средства», — заявили «Газете.Ru» в Госавтоинспекции.
Между тем в столице появился еще один вид мошенничества, также связанный с видеофиксацией штрафов. Несколько водителей получили по почте постановления с требованием оплатить дорожный штраф, якобы присланные из Управления ГИБДД ГУ МВД России по Москве, в которых используются реквизиты частной организации.
Фальшивый бланк фиксации правонарушения выглядит как настоящий, имеет все необходимые печати и подписи. Также присутствует совпадение номера и марки автомобиля и его владельца. Отличие от легальных бланков заключается в отсутствии фотографии автомобиля в момент нарушения, а также в других реквизитах получателя платежа.
«В этих квитанциях мошенники указывают реквизиты коммерческой фирмы, то есть получатель платежа — некое ООО», — рассказали «Газете.Ru» в столичной ГИБДД. — Водителям всегда необходимо обращать внимание, кто является получателем платежа, и на нашем сайте проверить реквизиты. Главная отличительная черта наших квитанций в том, что получатель платежа — Управление ГИБДД ГУ МВД России по Москве».
В ведомстве затруднились уточнить, сколько всего аналогичных случаев было выявлено. ЖЖ-пользователь exmajor пишет на сайте общества «синих ведерок» о трех известных ему подобных постановлениях.
Система видеофиксации дорожных нарушений была запущена в Москве 1 октября 2011 года. По данным столичной Госавтоинспекции, всего на столичных дорогах было установлено 150 камер, однако в настоящее время работает только 96. Гаишники объясняют, что после Нового года — после переезда в новый центр фиксации административных правонарушений — будут задействованы все 150 комплексов фиксации нарушений.
По данным ГИБДД Москвы, за два месяца работы системы видеофиксации выявлено около 100 тысяч нарушений правил дорожного движения, из них 89 344 нарушения – это превышение скорости на 20–40 км/ч: согласно КоАП за такое нарушение предусмотрен штраф в размере 300 рублей. В ГИБДД заверяют, что штрафуют в том числе сотрудников правоохранительных органов, если их нарушение попало на камеру, а также водителей чиновничьих автомобилей с мигалками. В управделами президента «Газете.Ru» подтверждали, что в их ведомства приходят квитанции о нарушениях, зафиксированных автоматической камерой.
Через два года по Москве будет насчитываться уже около 800 камер автоматической фиксации нарушений. Кроме того, на московских улицах скоро заработают мобильные системы видеофиксации: десять спецавтомобилей ЦОДД будут патрулировать город и постоянно менять место дислокации. Эти автомобили будут фиксировать нарушения правил парковки.
В ГИБДД пока не проанализировали, как камеры видеофиксации повлияли на менталитет столичных автомобилистов, однако считают, что нарушать водители стали меньше. «Каждый водитель уже сейчас настраивается на то, что его нарушение видят. Тут действует принцип неотвратимости наказания, — рассказывает один из московских инспекторов. — Когда первая информация пошла о том, что стали работать камеры видеофиксации, то многие водители первые дни ехали с соблюдением скоростного режима, хотя некоторые все равно продолжали превышать».