Многолетний лидер мирового автопрома корпорация Toyota переживает колебания в производстве и финансовых показателях. Из-за спада, вызванного последствиями весеннего землетрясения и цунами, во втором полугодии по объемам производства ее догнал концерн General Motors, а прибыль японской корпорации во втором квартале 2011–2012 финансового года снизилась на 18,5%.
Прогноз по выручке на весь год, который закончится в марте, может еще ухудшиться.
Компания не до конца оценила возможные последствия от наводнения в Таиланде, где пострадали поставщики некоторых автокомпонентов. Кроме того, негативно влияет на экспортные возможности автопроизводства в Японии высокий обменный курс иены.
В одном из старейших, основанном в 1954 году техническом центре Toyota Higashifuji, расположенном близ Фудзиямы, разрабатываются новые технологии активной и пассивной безопасности, а также проводятся краш-тесты. Всего в год специалисты Toyota устраивают испытания на пассивную безопасность для 1600 автомобилей.
Длина крытой лаборатории, в которой на аэродромном бетоне можно сталкивать автомобили под углом от 15 до 180 градусов, составляет 280 м, ширина – 190. В центре, на пересечении двух дорожек с направляющими рельсами – ярко освещенный подиум с прозрачным полом. Для журналистов со всего мира устроили показательный краш-тест — лобовое столкновение компактного Toyota Vitz (в Европе — Yaris) и полноразмерного седана Crown на скорости в 55 км/ч каждая с 55-процентным перекрытием.
Звучит сирена, дается обратный отсчет, и под визжание разгонной катапульты автомобили устремляются навстречу друг другу. После звонкого хлопка оба автомобиля, ударившиеся левыми сторонами капотов, подпрыгивают и проворачиваются по часовой стрелке, попадая в «свою» полосу (учитывая японское левостороннее движение).
Как и заложено конструкцией, передние части машин сминаются, но силовые клетки салонов остаются целыми – по крыше «Витца» идет легкая складка, аналогичные замятия наблюдаются и у Crown. Двери при этом открываются беспрепятственно.
Однако реальные краш-тесты слишком дороги – и поэтому с 1997 года Toyota помимо ударных испытаний проводит также математическое моделирование того, что происходит с телом человека в момент аварии – в первую очередь с его внутренними органами.
Первоначально была создана математическая модель тела взрослого мужчины – работа была завершена в 2000 году; затем – тела женщины, детей 6-летнего и девятилетнего возраста, а также беременной женщины. С помощью математических моделей инженеры рассматривают воздействие нагрузок при столкновении на внутренние органы, кости, суставы.
А для моделирования дорожных ситуаций служит построенный около 3 лет назад симулятор, который обошелся компании в $40 млн, – в центре полусферы установлен кузов автомобиля Lexus с гидроцилиндрами вместо колес, на внутреннюю поверхность купола проецируется дорожная ситуация, а поведение автомобиля реалистично моделируется с помощью мощных компьютеров и гидросистемы, позволяющей имитировать все движения и ускорения, так что водитель испытывает иллюзию движения на машине по дороге.
Вскоре должны быть доработаны новые системы активной безопасности.
На перспективных моделях японской корпорации появится функция автоматического торможения при появлении на дороге пешеходов – в настоящее время ведется ее доводка, однако о серийных моделях, которые смогут ее получить, инженеры пока не говорят.
На дороге испытательного полигона, где установлен манекен пешехода (впрочем, неподвижный), за рулем экспериментального Prius с камерой под лобовым стеклом инженеры позволяют развить не более 40 км/ч – и в опасной близости от препятствия автомобиль резко, эффективно затормаживает – до того, что пассажиры повисают на ремнях. Вторая система позволяет автомобилю автоматически отворачивать руль и тормозить при приближении к дорожному ограждению сбоку, и скорость допускается до 70 км/ч. Она срабатывает без сбоев – по крайней мере, в полигонных условиях.
Компания планомерно работает над выходами из кризисов. После скандальной отзывной кампании по всему миру она смогла сохранить прибыльные позиции. И теперь, после цунами, несмотря на спад, прибыль корпорации с апреля по сентябрь уже превысила миллиард долларов. В отличие от главы Nissan Карлоса Гона, который регулярно говорит о возможном выводе производств машин из Японии в страны с более благоприятной конъюнктурой, президент Toyota Акио Тойода на пресс-конференции в рамках Токийского автосалона заявил, что Toyota из Японии не уйдет: в частности, с компанией в стране связано значительное количество людей. Только население Toyota-City, где располагается головной офис компании, составляет 300 тысяч человек.