Министерство экономического развития (МЭР) опубликовало на своем сайте оценку приказа Минтранса «Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств, находящихся в эксплуатации, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS». Согласно планам Минтранса, весь наземный транспорт, выполняющий коммерческие перевозки, должен быть оборудован системой ГЛОНАСС. Предполагается, что вся информация с датчиков будет стекаться в диспетчерские центры, а такой контроль за перемещением автобусов и грузовиков сделает движение на дорогах безопаснее. Контроль осуществлять будет подведомственный Минтрансу Ространснадзор.
Пока требование устанавливать приборы распространяется только на транспорт, перевозящий специальные и опасные грузы. Однако если нормы документы Минтранса вступят в силу, то его действие распространится на 900 000 – 1 200 000 транспортных средств, используемых в коммерческих целях.
В рамках оценки документа МЭР провел консультации с представителями бизнеса.
В докладе ведомства подчеркивается, что Минтранс толком не разъясняет, зачем оборудовать ГЛОНАССом все подряд и как эти данные может использовать Ространснадзор.
«Разработчиком не представлено оценок ожидаемого увеличения расходов бюджетов всех уровней на обработку получаемой информации, — говорится в заключении МЭР. — Также не представлено оценок положительных эффектов от получения Ространснадзором указанной информации. Неясно, в каких именно целях будет использоваться информация о местоположении транспортных средств».
Кроме того, документ Минтранса «оперирует понятиями, суть которых не раскрывается, содержит нормы, которые требуют дополнительной детализации и обоснования, содержат неконкретные формулировки. В целом документ носит рамочный характер и не может быть применим на практике», — делают вывод в МЭР.
Заодно ведомство обращает внимание на то, что в России нет четких требований к аппаратуре ГЛОНАСС, которой должны оборудоваться транспортные средства. При этом стоимость оснащения единичного транспортного средства подобной аппаратурой колеблется в пределах от 13 до 53 тысяч рублей. Кроме того, ежемесячная абонентская плата составляет 1500 рублей. В отсутствие четких требований к аппаратуре навигационной системы есть риск, что предпринимателям придется менять оборудование по требованию контролирующего органа.
Уровень инфраструктуры для применения ГЛОНАСС в России оценивается как крайне низкий. В стране работает всего десять диспетчерских центров, которые обслуживают транспорт, оснащенный отечественной навигацией. Крупнейший такой центр, расположенный в Краснодарском крае, рассчитан только на 12 тысяч транспортных средств — это всего 50% от общего числа ТС в крае. Чтобы охватить весь автопарк региона, потребуется еще три года, подчеркивает МЭР. О строительстве новых диспетчерских центров пока ничего не известно, поэтому неясно, как чиновники планируют осуществлять мониторинг. Чтобы вывести инфраструктуру на должный уровень, потребуется не менее четырех-пяти лет.
В МЭР также обращают внимание на крайне низкое качество аппаратуры ГЛОНАСС.
Применение системы ГЛОНАСС «на городском транспорте показало, что в среднем проблема невыхода устройства на связь повторяется раз в шесть месяцев и в большинстве случаев восстановление работоспособности требует как минимум демонтажа крышки блока, закрывающей разъемы питания и подключения антенны, а эта крышка пломбируется наравне с основным блоком», — говорится в оценке МЭР.
Таким образом, документ Минтранса содержит положения, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для бизнеса, а также способствуют возникновению необоснованных расходов. «Следствием этого станет усложнение перевозок грузов и пассажиров», — делает вывод МЭР, ссылаясь на оценку предпринимателей. Поэтому необходимость принять приказ Минтранса в предложенной редакции не обоснована, положения его противоречивы и не могут быть реализованы на практике. В связи с этим МЭР предлагает доработать документ.
Сами транспортники соглашаются, что пока внедрение оборудования ГЛОНАСС при перевозках пассажиров и опасных грузов выглядит как попытка обеспечить для него рынок сбыта.
«Изначально транспортные компании не видят смысла в установке этой системы: непонятно, каким именно образом при перевозке пассажиров или опасных грузов ее наличие отразится на безопасности самой перевозки, – говорит директор ассоциации «Межрегионавтотранс» Денис Линев. – Под благим предлогом проталкивается идея, которая достаточно накладна для транспортных компаний, и так работающих в условиях регулируемых тарифов и дорожающего топлива. И даже те компании, которые готовы установить эту систему, не рискуют этого делать, поскольку нет единых технических требований, что в ней должно быть. Все боятся установить одно, а потом выйдет какой-нибудь новый приказ, и придется закупать оборудование заново». По его словам, маршруты движения транспорта с пассажирами и опасными грузами Ространснадзору и так известны, а диски тахографов, фиксирующих режим движения транспорта, хранятся в автопредприятиях в течение трех лет и предъявляются по требованию контролирующих органов.
«Практически все значимые приказы Минтранса проходят через оценку регулирующего воздействия, и Минэкономразвития достаточно объективно относится к замечаниям перевозчиков. Действительно, нет общих требований к аппаратуре, а самое непонятное – кем, когда и зачем будет аккумулироваться, анализироваться и использоваться информация, которая будет идти через эту систему, — отмечает председатель центрального комитета межрегионального профсоюза «Дальнобойщик» Валерий Войтко – Отслеживая треки, можно собирать полную информацию: направление, пройденные километры, соблюдение режимов труда и отдыха, но уполномоченного органа, который может и должен это делать, нет. Ни у ГИБДД, ни у транспортной инспекции нет соответствующего оборудования».
По словам Войтко, значительная часть перевозчиков соглашается, что системы объективного контроля необходимы, но помимо этого необходимы механизмы использования информации, реагирования на экстренные случаи. Вопрос о введении ГЛОНАСС на транспорте обсуждается около пяти лет, но ясности в этом вопросе до сих пор нет.
В феврале Министерство транспорта выступило с предложением штрафовать за неиспользование приборов системы ГЛОНАСС владельцев общественного транспорта и большегрузных автомобилей. Для физических лиц этот штраф составлял бы пять тысяч рублей, для юридических – 50 тысяч рублей.
В октябре 2010 года «Газета.Ru» сообщала, что к 2013 году все новые транспортные средства, которые продаются на территории России, могут обязать оборудовать приемниками ГЛОНАСС.