Автомобильная компания Saab Automobile AB в среду подает в окружной суд Венерсборга заявку на защиту от кредиторов и проведение реорганизации предприятия. Об этом говорится в официальном сообщении на сайте концерна. В случае удовлетворения заявки, Saab в течение трех месяцев будет защищен от любых попыток ликвидации и распродажи по частям. При этом срок добровольной реорганизации может быть продлен в случае необходимости до 12 месяцев.
На этот шаг концерн пошел на фоне серьезных финансовых трудностей.
С весны 2011 года Saab испытывает проблемы в расчетах с поставщиками, задерживает выплату рабочим (3600 сотрудников) и уже несколько месяцев не может восстановить производство. Ранее с требованием обанкротить компанию намеревался выступить профсоюз завода, хотя Saab не уволили ни одного сотрудника.
В середине августа шведские власти начали официальное расследование по взысканию задолженности Saab перед двумя поставщиками, которым компания не выплатила около 40 000 евро. Еще 14 поставщиков также заявили о своих претензиях, а сумма требований возросла до 4,5 млн евро.
Добровольный процесс реорганизации позволит Saab, в первую очередь, дождаться привлечения дополнительного финансирования за счет притока инвестиций китайских компаний Pang da и Zhejiang Youngman.
С ними Saab заключил соглашение о стратегическом партнерстве и от Pang Da к октябрю рассчитывает получить 245 млн евро. Однако данная мера должна еще получить одобрение китайских властей.
Реорганизация пройдет при участии независимого управляющего, которого назначит суд. План выхода компании из кризиса Saab обязуется представить кредиторам в течение трех недель.
Как утверждает партнер юридической фирмы Lidings Андрей Зеленин, подача заявки в суд на проведении реорганизации – это формально еще не банкротство.
Однако он напомнил, как флагманы американского автомобилестроения General Motors и Chrysler в период мирового финансового кризиса 2008–2009 годов перед банкротством также проходили через подобную процедуру. Но уже спустя год оба концерна вышли на операционную прибыль, приступили к выплате долгов и смогли восстановить пошатнувшиеся позиции в индустрии.
«Процесс реорганизации дает Saab возможность приостановить сроки исполнения текущих обязательств компании перед кредиторами, — говорит Зеленин. — Возможно, концерн получит некие экономические льготы от правительства».
Однако если за этот период Saab не дождется финансовой поддержки от китайских партнеров или не найдет других инвесторов, то дальше наступит стандартная процедура банкротства, добавляет эксперт.
Компания Swedish Airplane Company (SAAB) была основана в 1937 году, она изначально специализировалась на производстве бомбардировщиков и истребителей. Серийное производство автомобилей марки Saab началось в конце 1949 года. Saab успел снискать себе славу одного из самых популярных брендов в мире. Однако с 2004 года компания постоянно терпит убытки. Мировой финансовый кризис серьезно ударил по позициям компании. В итоге бренд находился на грани ликвидации. Автоконцерн в 2010 году спасла сделка со Spyker Cars, выкупившей Saab у GM. В число акционеров также хотел войти российский олигарх Владимир Антонов, однако против этого выступила сперва General Motors, а затем и кредиторы.