Среднероссийские розничные цены на бензин и дизельное топливо остались на уровне прошлой недели. Такие данные приводит Федеральная служба статистики. По данным Росстата, цена за литр моторного топлива составляет 26 рублей 07 копеек. Стагнация коснулась всех марок бензина. Цена Аи-80 составляет 24,03 рубля, «девяносто второго» — 26,11 рубля, «девяносто пятого» — 28 рублей за литр. Дизельное топливо стоит 24 рубля 87 копеек за литр в среднем по стране.
В 29 российских регионах выросла цена на моторное топливо. Наиболее существенно в Саранске – на 1%. Стоимость бензина и солярки упала в Нарьян-Маре (на 0,4%) и еще 10 субъектах федерации. В среднем по России за август цена популярных марок бензина Аи-92 и Аи-95 поднялась на 42 и 44 копейки — до 26,11 и 28 рублей соответственно против 25,69 и 27,54 в начале месяца.
В столице рост цен оказался чуть ниже среднероссийского. По данным Московской топливной ассоциации, 29 августа средневзвешенные цены на московских АЗС составляли 26,97 рублей за литр Аи-92, 28,98 рублей за литр Аи-95 и 26,69 рублей за литр дизельного топлива. Цены на Аи-80 остались на прежнем уровне, 24,82 рубля за литр.
Подорожание в Санкт-Петербурге составило те же 0,2%, а средняя стоимость «девяносто второго» и «девяносто пятого» – 26 и 28,71 рублей за литр соответственно.
Одними из самых «дорогих» остаются регионы Сибири и Дальнего Востока.
Так, стоимость «девяносто второго» и «девяносто пятого» в Чите составляет около 30,85 и 32,98 рубля соответственно, в Магадане они стоят 29,6 и 31,9 рублей, в Якутске – 34,77 и 35,8 рублей, а самый дорогой в России бензин продается в Анадыре – по 40,4 рублей за литр Аи-92 и 42 рубля за литр Аи-95.
Производство автобензина в России с 22 по 28 августа снизилось на 3,5% по сравнению с предшествующей неделей, до 746 тысяч тонн. Выпуск дизтоплива сократился на 2,4%, составив 1,374 млн тонн.
Между тем независимые топливные операторы говорят о нерентабельности бизнеса и выставляют свои АЗС на продажу. В Алтайском крае, с которого начался майский топливный кризис, на торгах оказались все 500 бензоколонок, принадлежащих частным операторам.
«У нас самая тяжелая ситуация изо всех федеральных округов. Все до одной сети выставлены на продажу: топливный бизнес перестал быть рентабельным», — цитирует «Интерфакс» слова руководителя Алтайского топливного союза Юрия Матвейко.
Литр популярного Аи-92 на АЗС крупных нефтяных компаний стоит около 23 рублей. У независимых операторов рынка его себестоимость восходит к 25 рублям. Это создает очереди на заправках вертикально интегрированных компаний, в то время как у частников почти всегда пусто.
В предкризисной ситуации находится Дальний Восток. На прошлой неделе на Камчатке цены на бензин и солярку выросли в среднем на 1 рубль. Бензоколонки испытывали дефицит Аи-95 и Аи-98, а А-80 полностью отсутствовал. С 31 августа топливные операторы начали закупки бензина в Японии. При этом розничные цены на иностранное моторное топливо такие же, как на российское.
Вице-премьер Сергей Иванов уже пообещал разобраться в проблеме и выровнять стоимость одного литра бензина и солярки по всей России. Сейчас на Дальнем Востоке цены выше в среднем на 6 рублей с литра.
Рядовые автомобилисты готовы выйти на улицы с требованием прекратить рост цен на бензин и дизельное топливо.
Федерация автомобилистов России планирует провести 24 сентября, в день съезда партии «Единая Россия», митинг протеста. Об этом говорится на сайте ФАР. «Организационный комитет акции, в который, помимо ФАР, входят активисты ТИГРа, профсоюзов и неформальных автоклубов, призывает автомобилистов с активной гражданской позицией поддержать акцию 24 сентября и выразить свой протест необоснованно растущим ценам на топливо, бездействию правительства РФ и партии «Единая Россия», — говорится в обращении.
Участники мероприятия повторят ранее озвученные требования — обеспечить снижение цен на топливо на 30% (ДТ и АИ-92 – не более 18 рублей за литр, АИ-95 – не более 20 рублей). Предполагается, что параллельно митинги пройдут в 21 городе.