Запорожский автозавод объявил о начале выпуска автомобилей ZAZ Chance с автоматической трансмиссией. Автомобили с 1,4-литровым мотором мощностью 101 л. с. производства GM и четырехступенчатым «автоматом» появятся на российском рынке в октябре. Силовую установку автомобиль получил от Chevrolet Aveo нынешнего поколения.
За свою долгую жизнь автомобиль, выпущенный корейским Daewoo в 1997 году под именем Lanos, поменял несколько названий, а на ЗАЗе обосновался в 2005 году. С этого времени бюджетный седан продавался в России под маркой Chevrolet и импортировался официальным представительством американского концерна, а с 2009 года дистрибутором стала компания «Квингруп» и автомобиль получил наименование ZAZ Chance.
Новый мотор и трансмиссия пошли на пользу корейскому ветерану, пользующемуся популярностью у студентов, пенсионеров и таксистов. «Паспортный» разгон до 100 км/ч составляет у него 13,5 с, при этом автомобиль представляется достаточно резвым, а смена передач происходит без ощутимых рывков и задержек.
В России Chance с «автоматом» появится уже в октябре с базовой ценой в 349 тысяч рублей, чтобы опередить Lada Granta, продажи которой начнутся в конце года, а версия с автоматической трансмиссией производства японской Jatco выйдет на рынок в середине 2012 года.
При этом, как сообщил в онлайн-интервью «Газете.Ru» президент «АвтоВАЗа» Игорь Комаров, цена Granta будет примерно такой же, как и у Chance. «Предварительно мы надеемся, что стоимость «Гранты» с автоматической коробкой передач будет в районе 350 тысяч рублей в люксовой комплектации», — рассказал он.
До кризиса Запорожский автозавод выпускал более 200 тысяч автомобилей в год и занимал около 40% авторынка Украины, однако в 2009 году производство упало в 5,5 раз.
Если по итогам 2008 года в Запорожье было выпущено 257,6 тысяч автомобилей, то в 2009-м всего 46,2 тысяч машин, а прогноз на 2011 год составляет чуть более 70 тысяч автомобилей. Соответственно, последовали массовые сокращения персонала, и сейчас на заводе трудятся 7500 человек в одну смену против 16400 сотрудников в 2007 году.
На Украине, в отличие от России, государство не проводило программ утилизации старых машин и других стимулирующих мер, а флагман местного автопрома ЗАЗ является частной компанией: более 70% его акций принадлежит предпринимателю и депутату Тариэлу Васадзе.
Помимо «Ланосов» с моторами производства GM и Мелитопольского моторного завода на производственной площадке в Запорожье собирались автомобили собственной разработки «Таврия» и «Славута», а также автомобили Opel Astra, вазовские «семерки» и переднеприводники ВАЗ-21093 и 21099, которые все вместе красились в 12 цветов на немецкой окрасочной линии Eisemann.
Однако сборка машин Opel была свернута из-за роста цен на машинокомплекты, прекратился выпуск собственных машин и вазовских «семерок», а «девятки» и «девяносто девятые» доживают на конвейере ЗАЗа последний год.
Вместо них с 2012 года под маркой ZAZ начнется производство по лицензии GM нынешнего, уходящего поколения Chevrolet Aveo в кузове седан и пятидверный хетчбэк. На Украине он будет продаваться под названием ZAZ Aveo, а в России – ZAZ Point.
В России этот автомобиль появится в первом квартале будущего года.
Также с 2010 года ЗАЗ собирает автомобили китайской марки Chery, которые в России продаются под именем Chery Bonus, а на Украине – ZAZ Forza. При этом сборка на Украине – один из способов преодоления высоких пошлин, введенных для иномарок, ввозимых в Россию. С 2009 года за новый легковой автомобиль государство взимает 30% его таможенной стоимости, однако согласно межгосударственным договоренностям существует возможность беспошлинной торговли товарами, соответственно, российского и украинского происхождения.
Применительно к автомобилям это означает глубокую локализацию – необходимо, чтобы 51% добавленной стоимости машины были созданы на Украине. Так, для автомобилей, выпускаемых на ЗАЗе, там же штампуются и свариваются кузова, а часть двигателей, устанавливаемых на Chance, выпускаются на Мелитопольском моторном заводе, входящем в ту же группу «Укравто», что и ЗАЗ
Детали кузова штампуются на современном прессовом оборудовании, переналадка которого на новые детали занимает 15 минут – оставшиеся с советских времен монументальные пресс производства ЗИЛа в производстве сейчас не задействованы. Из раскроенных заготовок штамповки изготавливаются за 3-5 ударов различными штампами.
На нитке сборочного конвейера, где выпускаются одновременно ZAZ Chance и Chery Bonus, большинство операторов – женщины. Как объясняют представители завода, специального отбора по гендерному признаку не ведется – как правило, женщины лучше справляются с монотонной работой. Конвейер при этом движется достаточно медленно, при односменном режиме работы завод выпускает 30 автомобилей в час. После сборки предусмотрены стандартные процедуры проверки – в том числе регулировка углов установки колес, проверка тормозов и пробег по испытательному заводскому треку с несколькими видами дорожного покрытия.