Главному следственному управлению ГУ МВД России по Москве пришлось отменить свое же постановление о прекращении громкого уголовного дела о ДТП на Ленинском проспекте. Производство по делу возобновлено и возвращено следствию. Как уточняется в сообщении ведомства, такое решение было принято в целях исполнения решения Конституционного суда РФ от 14 июля 2011года, который признал не соответствующими Конституции нормы УПК, позволяющие следствию прекратить уголовное дело в связи со смертью подозреваемого (обвиняемого) без согласия на это его близких родственников.
«В ближайшее время родственники будут приглашены к следователю ГСУ ГУ МВД России по Москве для процессуального оформления их желания принять участие в судебном рассмотрении материалов уголовного дела», — говорится в сообщении ведомства.
Дело было закрыто в сентябре прошлого года, когда следствие признало виновной в аварии водителя Citroen Ольгу Александрину.
Согласно выводам официального следствия, Citroen C3, в котором ехали врачи Ольга Александрина и ее свекровь, заслуженный врач РФ Вера Сидельникова, превысил скорость, двигаясь по левому ряду Ленинского проспекта. Затем Александрина якобы начала перестраиваться правее, но в мертвой зоне у нее двигался другой автомобиль. Заметив его в последний момент, женщина резко рванула руль влево и не смогла стабилизировать машину на скользкой февральской дороге. Развился занос, и Citroen выбросило на встречную полосу, где служебный Mercedes S500 вез на работу дремавшего вице-президента компании «ЛУКойл» Анатолия Баркова.
К противоположным результатам пришли независимые экспертизы. Например, бывший следователь транспортной прокуратуры Константин Шутов, проанализировав опубликованные следствием материалы, сделал вывод, что расследование велось необъективно, а все факты трактовались в пользу невиновности водителя Mercedes. Однако ГУВД не стало учитывать работу, проделанную сторонними специалистами, считая авторитет своих специалистов непререкаемым, и закрыло уголовное дело.
Ранее родственники фигурантов по уголовному делу в случае их смерти не имели права знакомиться с материалами расследования. Теперь же, благодаря решению КС, сторона погибшей Ольги Александриной получает другой процессуальный статус и становится полноценным участником процесса, рассказал Газете.Ru» адвокат семьи Александриных Игорь Трунов.
Источник РИА «Новости» в следственном управлении сообщил, что родственники погибшей приступят к изучению материалов дела уже в пятницу. «Только один родственник погибшей Александриной будет изучать материалы и сможет подать различные ходатайства, — сказал источник. — Кроме этого родные могут мотивировать в своих ходатайствах, почему необходимо проведение дополнительных экспертиз». Кроме того, адвокаты уже заявили, что будут просить возбудить уголовное дело в отношении экспертов следственного управления, которые, по мнению защиты, сделали заведомо ложные выводы.
На этот раз, когда полицейские закончат повторное расследование и опять придут к выводу, что в ДТП виновна водитель Citroen, дело направится на рассмотрение в суд, который может признать аргументы защиты более убедительными, чем доводы следствия, и принять во внимание работу, проделанную защитой. «Мы попытаемся на стадии следствия поставить те вопросы, которые нас интересуют, — говорит Игорь Трунов. — Но у нас инквизиционный процесс следствия и подлинная состязательность появляется только в суде – это такая особенность нашего уголовного процесса».
Также адвокаты Александриных намерены вызвать в суд сотрудников, отвечавших за видеозаписи на проспекте, и поставить вопрос, почему ни одна из 15 камер дорогостоящей системы видеонаблюдения не сработала и не зафиксировала момент ДТП.
Адвокаты будут ходатайствовать об обнародовании записей камеры ФСО, которая, по их данным, тоже должна была запечатлеть момент ДТП. В суд для дачи показаний будут вызваны сам следователь и эксперты. «В суде дача ложных показаний грозит уголовной ответственностью, — отмечает Трунов. — Мы уже подготовили много острых вопросов к тем должностным лицам, которым в рамках следствия задать эти вопросы милиционеры не удосужились». В частности, защита намерена спросить следователя, почему он пришел к выводу, что за рулем был не сам Барков, в то время как следы его пота, слюны и крови нашли в передней части автомобиля, а водителя – в задней. В суде адвокаты смогут вновь ходатайствовать о проверке участников ДТП на детекторе лжи (в ходе следствия водитель, Барков и его охранник, находившиеся в Mercedes в момент ДТП, отказались давать показания на полиграфе).
Однако главный аргумент защиты – свидетели ДТП, показания которых не попали в материалы дела, так как обратились они не в МВД, а к адвокатам, у которых не было процессуального статуса ходатайствовать об их допросе.
Следователь Станислав Лагойко, который ведет дело ДТП на Ленинском проспекте, в пятницу не стал отвечать на вопросы без разрешения руководства, которое по телефону на момент подготовки материала было недоступно.