Ожидающие оформления ДТП машины перегораживают дорогу и провоцируют образование пробок, выяснила Генпрокуратура. Надзорное ведомство также установило, что в ГИБДД не предусмотрено никаких нормативов по прибытию сотрудников на место ДТП без пострадавших, а статистика по времени ожидания вообще не ведется. Теперь прокуратура требует такие нормативы разработать и установить. А гаишники тут же объясняют, что это невозможно. Аварий много, инспекторов мало. Есть приоритет – аварии с пострадавшими или тем более с пострадавшими детьми, а разбитые бамперы и помятые крылья машин отходят на второй план. Против такой расстановки приоритетов возражать глупо, но и часами простаивать на обочине в ожидании не хочет никто.
Во время разработки и принятия Административного регламента ГИБДД были прописаны действия инспекторов по прибытию и оформлению аварий, по вызову спасателей и опросу свидетелей ДТП. Но сроки прибытия на место аварии рассчитаны не были.
Однако практика показывает, что время ожидания машины ДПС на месте аварии зависит не только от загруженности города, но и от места, где ДТП произошло. Так, на Кутузовском проспекте и Рублевском шоссе, по которым ездят правительственные кортежи, аварии оформляются за считаные минуты. А дежурные патрули появляются просто как герои комиксов — мгновенно и из ниоткуда.
Другое дело — разбить машину где-то в спальном районе, в снегопад и час пик. Чтобы не замерзнуть в ожидании патруля, многие водители бросают машины прямо на дороге и уезжают домой, где уже ждут звонка из полиции, что экипаж прибыл. Пробка вокруг места аварии все это время продолжается скапливаться.
Бороться с этой ситуацией власти разного уровня пытаются уже много лет, но видимых результатов не наблюдается. Введение европротокола — системы ОСАГО, позволяющей оформить мелкие аварии без участия гаишников, — так толком и не заработало. Во-первых, возмещение можно получить только в пределах 25 тысяч рублей, а во-вторых, многие водители не верят страховщикам еще больше, чем гаишникам. И понимают, что, если оформят сами документы с ошибками, можно вообще не получить никаких денег. Пробки на городских магистралях при этом продолжают расти. По данным сервиса «Яндекс.Пробки» загруженность московских дорог за последние месяцы увеличилась на 20%.
Прошлой осенью, начиная обсуждать избавление столицы от заторов, Сергей Собянин говорил об упрощении процедуры оформления ДТП, о подготовке соответствующих поправок в законодательство и внесении их в Госдуму и даже о создании неких пунктов упрощенного оформления ДТП, но ничего из этого сделано так и не было.
В результате государство делает тупиковую ситуацию еще более безвыходной.
В ходе реформы МВД было сокращено число инспекторов, выезжающих на аварии. Но, даже если ГИБДД под давлением Генпрокуратуры введет нормативы выезда на место аварий без пострадавших, выполнять их, скорее всего, инспекторы не смогут или просто не будут.
И выявляться несоблюдение временных норм будет в лучшем случае во время точечных проверок: поскольку причин для роста загруженности дорог предостаточно, всегда можно будет объяснить опоздания к месту происшествия ростом автопарка или погодными условиями.
Упрощение оформления ДТП оказалось в том же тупике, что и отмена техосмотра, и транспортного налога, и введение минимальной нормы алкоголя в крови: сказалось категорическое нежелание властей доверять своим гражданам, страх или лень (или и то и другое вместе) проводить полноценные реформы и добиваться обещанных результатов.
И презумпция виновности водителей действует в стране в полную силу.
Отмена техосмотра означала бы, что каждый водитель сам заботится о техсостоянии своего автомобиля. Проверка производится и наказание он получает, если из-за неисправной машины произошла авария. То же самое с пьяными на дорогах. И с оформлением ДТП. Сегодня инспектор исходит из того, что каждый водитель попытается подделать документы, оформляя аварию. Поэтому в ПДД все еще предписано доехать до ближайшего поста и отметиться там — даже при оформлении европротокола.
Там, где позволяют финансы, для ускорения оформления ДТП меры принимаются, но по большей части эпизодические и косвенные.
Так, в 2011 году для улучшения качества работы инспекторов московские власти закупили дополнительные мотоциклы и пообещали установить в патрульные машины навигаторы, показывающие пробки, чтобы уменьшить время до прибытия на место аварии.