В Волгограде возбуждено уголовное дело о мошенничестве при строительстве мостового перехода через Волгу, получившего известность в 2010 году как «танцующий» мост. Вечером 20 мая прошлого года пролеты моста неожиданно начали раскачиваться под воздействием ветра, амплитуда колебаний достигала 1 метра.
По информации главного управления МВД по Волгоградской области, хищение денег на строительстве моста произошло в 2003 году. Тогда администрация Волгоградской области заключила договор с московской строительной компанией для привлечения инвестиций на завершение строительства.
«Введя в заблуждение сотрудников администрации, фирма якобы привлекла инвестиции для строительства моста и представила фиктивные договора о выполнении услуг. С целью хищения денежных средств на счет агента были перечислены денежные средства из федерального бюджета в размере 15 миллионов рублей», — отмечается в сообщении ведомства.
Госзаказчиком при строительстве моста выступало управление автомобильных дорог администрации Волгоградской области, заказчиком-застройщиком являлось унитарное предприятие «Волгоградоблстройинвест», генеральным подрядчиком – ОАО «Волгомост», а субподрядчиками – более 40 организаций и фирм.
По мнению следователей, неизвестными мошенниками государству был причинен ущерб в особо крупном размере. «Уголовное дело возбуждено по части 4 статьи 159 УК РФ (мошенничество), предусматривающей до десяти лет лишения свободы. Задержанных в качестве подозреваемых пока нет», — уточнили РИА «Новости» в областном УВД.
При этом 15 млн рублей, официально признанные украденными, – лишь малая часть средств, которые были израсходованы с нарушениями. Как заявил ранее на встрече с президентом Медведевым глава Счетной палаты РФ Сергей Степашин, нецелевое использование средств при строительстве моста составляет 152 млн рублей, а общие затраты на его строительство превысили расчетные на 1,5 млрд рублей.
Всего мост через Волгу, который строился с 1996 по 2009 годы, обошелся в 12,3 млрд рублей. Из них 9,5 млрд рублей на него было выделено из федерального бюджета.
До выступления Степашина о нарушениях при землеотводе для строительства моста сообщали местные контрольные органы – это касалось строительства второй очереди сооружения. В частности, согласно заключению контрольно-счетной палаты Волгоградской области, проверившей исполнение бюджета за 2009 год, были выявлены факты неэффективного использования госсредств при выкупе земельного участка под вторую очередь строительства.
Земля и недвижимость были выкуплены у одного собственника за 152 140,9 тысяч рублей. При этом право собственности на отдельные объекты недвижимости он зарегистрировал всего за 6 дней до передачи земельного участка, а некоторые уже после его резервирования.
Как отмечается в заключении, опубликованном на сайте ассоциации контрольно-счетных органов России, «эти факты могут свидетельствовать не только о неэффективном использовании бюджетных средств, но и о коррупционной составляющей при выкупе земельных участков и объектов недвижимости для строительства второго пускового комплекса мостового перехода через реку Волгу».
После инцидента с колебаниями моста Следственный комитет России возбудил уголовное дело по 216-й статье Уголовного кодекса (нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ). Была создана комиссия, в которую вошли представители специализированных организаций. О результатах этого расследования до настоящего времени не сообщалось.
Вместе с тем, чтобы избежать возможных колебаний моста в дальнейшем, эксперты приняли решение смонтировать на нем специальные утяжелители конструкции. К осени 2010 года под тремя пролетами моста планируется установить три 20-тонных противовеса на пружинах, на изготовление которых из федерального бюджета выделят 140 млн рублей льготного кредита. «Процесс изготовления утяжелителей небыстрый. Он может затянуться почти на год, но мы рассчитываем его сократить. Проектировщики демпферов, отобранные по конкурсу, уже отправили свои работы на госэкспертизу. По регламенту это занимает три месяца, но реально уложиться и в полтора. В итоге «гири» должны появиться на мосту уже к 1 сентября этого года», — рассказал замминистра транспорта РФ Олег Белозеров «Российской газете».