Голландский производитель автомобилей класса «люкс» Spyker, владеющий шведским Saab, подписал соглашение с новым китайским партнером. Развивать Saab в Китае будет крупная автосборочная и дилерская компания Pang Da, которая купит автомобилей Saab на 45 млн евро и еще 65 млн евро вложит в акции компании.
Как отмечается в заявлении Spyker, подписанный с Pang Da меморандум о взаимопонимании подразумевает создание совместного предприятия на паритетных началах, с долями 50/50, для производства автомобилей Saab, а также создание нового бренда для местного рынка (это является одним из условий китайского правительства для прихода иностранных компаний на местный рынок).
Pang Da купит 24% акций Saab по цене по 4,19 евро за штуку, что является средневзвешенной рыночной ценой за последние десять дней, уточняется в заявлении. Китайский инвестор получит право назначить своих представителей в наблюдательные советы Spyker и Saab.
12 мая компания Spyker и другой китайский инвестор Hawtai объявили о расторжении соглашения о стратегическом партнерстве, подписанного за неделю до этого. Как отмечалось в заявлении Spyker, разрыв был связан с тем, что китайский партнер не смог получить необходимых согласований с контролирующими органами КНР. Сама Hawtai позже заявила, что разрыв был связан «с коммерческими и экономическими реалиями».
По словам главы Spyker и Saab Виктора Мюллера, нынешнее партнерство обещает стать более прочным и получить согласования будет гораздо легче, передает Reuters.
Pang Da уже является дистрибутором автомобилей и может закупить «Саабы» для реализации в Китае немедленно, что позволит шведской компании получить 30 млн евро. Позднее китайский дистрибутор планирует закупить автомобилей еще на 15 млн евро.
Покупка акций Saab китайским инвестором планируется в более отдаленной перспективе. В апреле компания Pang Da провела первичное размещение акций, выручив в ходе IPO почти $1 млрд.
«Требуется проделать большую работу, прежде чем эти 65 млн евро окажутся на нашем банковском счете. Но когда мы получим эти деньги, их будет достаточно в среднесрочной перспективе», — цитирует агентство Виктора Мюллера. В апреле и мае Saab столкнулся с нехваткой денежных средств, и его конвейер простаивал из-за долгов перед поставщиками.
После известия о новом китайском инвесторе акции Spyker подорожали на 18,3%, до 4,2 евро за штуку. Тем не менее, отмечается в заявлении Spyker, ряд действий, предусмотренных соглашением с новым китайским партнером, все равно потребует согласования в китайских госучреждениях, Европейском инвестиционном банке, GM и Шведском агентстве государственного долга.
Pang Da в Китае располагает 1100 автосалонами, в которых продает автомобили Mercedes, Audi, ряд местных брендов, а также японские марки — Toyota, Honda, Mazda и Subaru. При этом японские автопроизводители, столкнувшиеся с последствиями землетрясения, были вынуждены сокращать производственные планы. Китайский автомобильный рынок в то же время продолжает рост.
«После того как Saab стал независимым автопроизводителем, он выпустил новое поколение Saab 9-5 и широко известный Saab 9-4X, также предстоит выход преемника текущей модели 9-3. Мы считаем, что это время идеально подходит для выхода Saab на китайский рынок. Наш размер, финансовая мощь и компетентность будут иметь решающее значение для успеха Saab в Китае», — заявил глава Pang Da Панг Цинхуа.