В четверг, 5 мая, первый вице-премьер Игорь Шувалов проведет рабочее совещание, на котором будут разработаны предложения по реформе существующей процедуры техосмотра, сообщили «Газете.Ru» в аппарате правительства. Ранее президент Дмитрий Медведев дал указание подготовить предложения по реформе техосмотра до 1 июня, ответственным был назначен Шувалов.
На совещании будут присутствовать эксперты МВД, депутаты Госдумы.
Чиновники не будут придумывать новый документ, а доработают уже существующий законопроект № 154738-5 «Об обязательном техническом осмотре транспортных средств», который был внесен в Госдуму еще в 2009-м году и предусматривает передачу всех функций техосмотра, включая выдачу талонов, из ведения ГИБДД в руки частных организаций. Согласно документу, частники должны будут объединиться в некоммерческие саморегулируемые отраслевые организации – по аналогии со страховщиками ОСАГО, которые объединены в Российский союз автостраховщиков.
Законопроект прошел первое чтение в июле 2010 года. Однако его дальнейшее продвижение остановилось на 9 месяцев. «Мы не можем согласовать второе чтение с департаментами или теми людьми, которые тормозят прохождение этого законопроекта», — объяснил «Газете.Ru» автор законопроекта, глава комитета по транспорту Сергей Шишкарев.
Правительством рассматривается возможность для автомобилей до трех лет отменить процедуру техосмотра и возложить подтверждение нормального технического состояния транспортного средства на центры техобслуживания, сказал Шувалов накануне совещания.
«Если ясно, что автомобиль сертифицирован по российским стандартам, то автоматически при продаже этого автомобиля будет выдаваться талон техосмотра», — подтвердил Шишкарев.
По словам депутата, для автомобилей в возрасте от 3 до 7 лет процедура техосмотра сохранится и будет осуществляться раз в два года, для авто старше 7 лет – каждый год. Если сейчас в случае аварии по причине неисправности автомобиля ни ГИБДД, ни пункт техосмотра ответственности не несут, то по новому закону ответственность за техническое состояние будет возложена на техцентры, которые выдают талоны.
«В полном объеме ответственность перейдет техцентрам, — заявил Шишкарев. — Выдавший талон частник несет солидарно ответственность с автовладельцем в случае каких-либо ДТП, если это произошло по вине неисправного автомобиля, прошедшего техосмотр».
Точный круг организаций, которые смогут проводить инструментальный контроль, пока не определен. После первого чтения отрицательный отзыв на законопроект присылал президент: глава государства указал на коррупционные риски в случае совмещения функций техосмотра и ремонта одной организацией, а также на то, что в законе не предусмотрена ответственность за затягивание процесса контроля и неясна стоимость процедуры. «Такое совмещение видов деятельности может повлечь необъективность оценки технического состояния транспортного средства, например вследствие возникновения соответствующей заинтересованности собственников таких центров», — заключил президент.
По мнению разработчиков законопроекта, техосмотром в России будут заниматься дилерские и профильные техцентры. Кроме того, эта функция может быть передана в ведение Всероссийского общества автомобилистов, которое насчитывает два миллиона членов.
«У них есть некоммерческие организации, которые имеют техническую базу, и они хорошо организованы, такая возможность может стать для них дополнительным доходом», — пояснил такое предложение Шишкарев.
Однако полностью МВД из этой процедуры исключено не будет. Каждый техцентр должен будет пройти аккредитацию, которую возложат на ГИБДД. «У МВД также остается право плановых (раз в год) и внеплановых проверок центров ТО», — добавили в Госдуме. Правила аккредитации еще не определены.
Максимальная плата за процедуру ТО будет устанавливаться Федеральной службой по тарифам.
Закон вступит в силу через 180 дней после опубликования. В Госдуме рассчитывают, что президент подпишет закон уже к 15 июня этого года.
В ГИБДД «Газете.Ru» заявили, что каких-то дополнений к законопроекту вносить пока не планируют.
По словам Шувалова, все поправки к законопроекту правительство подготовит к 13 мая, когда документ пройдет второе чтение в Госдуме.