В четверг компания MAN Truck & Bus AG подписала с администрацией Санкт-Петербурга меморандум о взаимопонимании. Документ предполагает открытие к 2012 году в городе завода по производству грузовиков, сообщает пресс-служба правительства города.
Предприятие будет располагаться в цехах завода «Арсенал», который занимается выпуском космических аппаратов и морской артиллерии. До переезда в Шушары эти площади занимал General Motors. В проект MAN готов вложить 25 млн евро, создать 100 тысяч рабочих мест и выпускать ежегодно 6000 грузовиков. Параллельно концерн планирует локализовать производство, но не уточняет возможного состава местных поставщиков и их долю в объеме.
Компании потребовалось три года, чтобы решиться на строительство завода в России.
В сентябре 2008 года с таким заявлением выступал первый замгендиректора российского офиса MAN Владимир Коробейников. Тогда в качестве площадки рассматривалась Брянская область. В MAN интерес к региону объясняли близостью к Белоруссии, а следовательно, к Польше, где у компании уже было свое предприятие. Несмотря на то что окончательное решение MAN на тот момент еще не принял, уже была озвучена сумма инвестиций – 300 млн евро.
Однако спустя две недели, руководство компании решило, что проект слишком дорогой и нерентабельный, поскольку российского потребителя, так же как украинского и белорусского, полностью снабжает продукцией завод в Польше. Об этом пресс-секретарь MAN Андреас Ламперсбах заявил на промышленной ярмарке в Гановере.
Решение компании запустить российское предприятие именно в 2012 году совпадает со стартом программы утилизации для грузовиков, на которую правительство РФ планирует выделить 32 млрд рублей.
Программа будет действовать в 2012–2014 гг. и распространится на грузовики массой от 6 т возрастом старше 15 лет, которые находятся у последнего владельца не менее полугода. Всего в России, по данным КамАЗа, насчитывается 1,8 млн таких машин.
На текущий момент основными продавцами новой техники могут стать группа ГАЗ, КамАЗ, Sollers и Mercedes в рамках созданного Daimler и КамАЗом на паритетных началах совместного предприятия Mercedes-Benz Trucks Vostok, которое выйдет на проектную мощность в 4500 автомобилей к 2012 году.
Как отмечают в Минпромторге, «потратить эти деньги можно будет не только на автомобиль отечественного производства, но и произведенный на территории России иностранным производителем».
Это значит, что, открыв производство в Санкт-Петербурге, MAN также попадет в программу.
Быстрый запуск завода и его проектная мощность дают производителю из Мюнхена ощутимое преимущество перед основными конкурентами — Volvo и Mercedes. Шведский автоконцерн имеет небольшое предприятие в Зеленограде, которое выпускает 500 автомобилей ежегодно и планов на дальнейшее расширение пока не строит, а с Mercedes MAN может потягаться в ценовом сегменте.
Сейчас средняя цена грузовика, привезенного из Польши, на 200 000 рублей выше, чем произведенного на заводе в Набережных Челнах Mercedes. Однако, по утверждению председателя совета директоров MAN Truck & Bus AG Георга Пахта-Рейхофена, цена будет даже ниже европейской за счет сокращенной версии комплектации.