Депутаты Госдумы приняли в третьем чтении поправки в КоАП, согласно которым эвакуация автомобиля становится платной. Также вводится плата за первые сутки хранения машины на штрафстоянке (сейчас плата взимается со вторых суток). «Расходы на перемещение и хранение задержанного транспортного средства возмещаются лицом, совершившим административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства», — говорится в законе.
Согласно новой редакции КоАП, предложенной депутатами, автомобиль будет эвакуирован в следующих случаях:
— если у водителя нет с собой доверенности на управление ТС или регистрационных документов;
— за остановку или стоянку ТС в местах, где это запрещено дорожными знаками или разметкой;
— если водитель бросил машину на пешеходном переходе или в 5 метрах от него;
— за нарушение правил остановки или стоянки на проезжей части, повлекшее создание препятствий для движения других транспортных средств, а также за остановку или стоянку в тоннеле;
— если у автомобиля неисправна тормозная система;
— если водитель сел за руль, не имея прав или будучи лишенным права управления;
— если водитель находится в состоянии алкогольного опьянения или отказался от медосвидетельствования;
— за нарушение правил перевозки крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов (если эвакуация невозможна, то задержание ТС будет осуществляется путем прекращения движения при помощи блокирующих устройств).
Бесплатная эвакуация сохранится только для автомобилей военных. При этом если эвакуация за неправильную стоянку происходит на глазах у водителя, то автомобиль ему обязаны вернуть
Авторы законопроекта — группа депутатов от «Единой России» — считают, что за перемещение автомобиля должны платить водители-нарушители, а не государство. «Эвакуация не была бесплатной — за нее платило государство, — уточнил «Газете.Ru» один из разработчиков нововведений депутат Александр Москалец. — Поэтому было решено сделать в соответствии с Гражданским кодексом, согласно которому бремя расходов по содержанию собственности лежит на его владельце. К тому же машина — это и источник повышенной опасности».
По словам лидера движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслава Лысакова, участвовавшего в обсуждении законопроекта, переложить плату за эвакуацию на водителей потребовали региональные власти. Так, сделать перемещение авто платным для водителей неоднократно предлагала губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко, где до отмены платы за эвакуацию 1 июля 2008 года местные автомобилисты платили 4400 рублей. Сейчас на эвакуацию автомобилей в Северной столице выделяется 200 млн рублей в год, когда как на данные цели нужно порядка 500 млн, считают местные власти.
В Москве за эвакуацию автомобилей отвечает городская служба перемещения транспортных средств (ГСПТС). Перемещение в столице автомобилей обходится в 700 млн рублей. За 2010 год в Москве было перемещено более 156 тыс. машин. Из них 84 тыс. были эвакуированы на спецстоянки. Еще 62 тыс. переведены в зоны видимости и 10 тыс. возвращены владельцам, которые подошли во время перемещения.
В ведомстве «Газете.Ru» подтвердили, что с задачами служба пока справляется. Однако на балансе ГСПТС всего 100 эвакуаторов, которых для Москвы «немного», отмечают в ведомстве. Сейчас водители оплачивают только стоянку автомобиля, плата за которую взимается со вторых суток и не более чем за два месяца. «Вторые и третьи сутки — 40 рублей в час, четвертые и последующие — 80 рублей в час», — сообщила пресс-секретарь ГСПТС Байрта Китинова.
В ведомстве затруднилась оценить стоимость одной перевозки на эвакуаторе. Однако, по данным Вячеслава Лысакова, за один эвакуированный автомобиль служба получает из городской казны около 4 тыс. рублей. При этом до отмены платы за эвакуацию в столице стоимость одной перевозки в 2004 году составляла 1809 рублей и была приостановлена из-за многочисленных жалоб автомобилистов. Сколько сейчас будут брать со столичных водителей — неизвестно. Средняя стоимость коммерческой эвакуации в Москве составляет 2000 рублей. «Если будет больше этой суммы, значит, кто-то с кем-то делится», — считает Лысаков.
Стоимость эвакуации самостоятельно определит каждый субъект федерации. Так, до отмены платы за перемещение эта услуга в Калининграде стоила 1850 рублей, а в Иркутске — 1200 рублей.
Инициативу депутатов осудили правозащитники, которые считают, что эвакуация транспорта, попадающая под меру обеспечения, не может быть платной. «Перемещение транспорта и его хранение — это мера обеспечения по делу, — говорит президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. — Эта такая же мера обеспечения, как изъятие водительского удостоверения, запрет эксплуатации, снятие регистрационных знаков — все эти процедуры проводятся бесплатно. И только единственная мера обеспечения перемещения автомобиля на стоянку будет платной. Тогда надо оплатить, если надевают наручники или доставляют в отделение милиции. С водителя брать проще, потому что перед водителем не нужно отчитываться документами: это перед государством нужно отчитываться, а водителя можно обмануть, можно не дать ему чек».
В случае если Совет федерации и президент Дмитрий Медведев одобрят законопроект, то платной эвакуация в России станет с 1 июля 2012 года.