Китайское правительство потребовало от работающих на местном рынке иностранных производителей продвигать местные модели. В противном случае компании не смогут получить разрешение на развитие бизнеса в Китае, сообщает The Financial Times.
В китайском законодательстве нет нормативных документов, предусматривающих подобную меру, однако многие автоконцерны утверждают, что такие заявления звучали с китайской стороны в ходе переговоров о строительстве нового завода или увеличении мощностей уже существующего предприятия. Так, в договоре может быть прописано, что 30% производственных мощностей иностранного концерна должно обслуживать китайскую марку.
Французский производитель PSA Peugeot-Citroёn, продвигающий стратегию реализации престижных автомобилей, задумался о разработке бюджетной модели. Ранее компания не рассматривала такую возможность. По словам гендиректора альянса Филиппа Варена, разработка локального бренда — это часть сделки с китайской компанией Chang'an. Впрочем, в PSA не дают окончательного ответа, говоря, что в настоящий момент подразделение Peugeot ведет переговоры о продвижении бренда на других развивающихся рынках.
Volkswagen, который планирует построить новый завод мощностью в 300 000 автомобилей в Фошани на юге Китая, заявлял ранее, что ведет переговоры о разработке модели для местного рынка со своими китайскими партнерами FAW и SAIC.
Большинство стран для привлечения иностранных автопроизводителей создает им выгодные условия, стимулирующие инвестиции в рынок и строительство предприятий. В 2010 году в Китае было реализовано 13,8 млн автомобилей, и он остается самым крупным и быстрорастущим рынком в мире. И хотя аналитики прогнозируют падение продаж к концу 2011 года на 17% в связи с ростом цен на бензин и повышением налога на малолитражные автомобили, стремление иностранных производителей нарастить мощности остается неизменным.
С точки зрения китайцев, перспектива сотрудничества с иностранными компаниями заключается в обязательствах по разработке местных брендов или же передаче части интеллектуальной собственности.
«За десять лет Китай превратился в одну большую фабрику иностранных компаний, тогда как их китайские партнеры не получают передовых технологий», — цитирует автомобильного аналитика Лан Сухона The Financial Times.
Зарубежные компании считают инвестиции в китайское производство рискованными и неприбыльными с точки зрения успешного менеджмента. За исключением GM, ни один из работающих на китайском рынке иностранных автоконцернов добровольно не добавил в портфель брендов китайские.
В GM, который вместе с Baojun работает над местным брендом, считают, что это правильный путь, который приведет к положительным результатам. «Несколько лет назад мы приняли решение, что имеет смысл инвестировать в этот сегмент рынка», — говорит Кевин Уэйл, глава GM-China. В течение ближайших пяти лет концерн планирует продать до 6 млн автомобилей бренда Baojun.
В Volkswagen видят в создании местного бренда возможность войти в те сегменты рынка, куда компания до сих пор не смогла попасть.