Строительство первого участка трассы, проходящего через Химки, должно возобновиться в ближайшее время. «Участок с 15 по 58 км уже в работе. Вырубка леса тут закончена, осталось только убрать поваленные деревья и начать строительство», — рассказывает заместитель генерального директора Госкомпании «Автодор» Сергей Кельбах. Вертолет Ми-8 бизнес-авиации пролетает над просекой, проложенной по Химкинскому лесу. Она завалена снегом, строительной техники нет. Кельбах сидит на месте бортинженера в кабине пилотов и показывает летчикам, куда лететь. «Сейчас правее возьмите, а потом на разворот. Давайте еще раз пройдем над Химками». Он объясняет журналистам, что расширять полосу отвода никто не будет, что просека проложена и готова к работе. А вместо 100 вырубленных гектаров леса будет высажено 500. «Правда, не в Химках. Там столько места под лес нет. Но по прилегающим территориям области именно столько и высадим», — уверяет Кельбах. 500 гектаров леса обойдутся компании в 1 млрд рублей.
«В Химкинском лесу не будет никакой дорожной инфраструктуры. Ни заправок, ни стоянок, ни кафе. Инвестор будет зарабатывать только на плате за проезд», — по словам Кельбаха, это изначально было заложено в проект, и к достижениям защитников Химкинского леса это решение не имеет отношения. Но, поскольку первый участок трассы самый напряженный по трафику, эти условия очень привлекательные.
Оценочная плотность потока – 150 тысяч машин в стуки при проектной стоимости проезда 3 рубля за км с машины (цена будет дифференцирована от типа транспорта — легковушки заплатят меньше, грузовики больше, а точные тарифы еще определяются). То есть суточный доход может доходить до 20 млн рублей.
Стоимость проезда на протяжении трассы будет варьироваться в зависимости от района, а некоторые участки вообще будут бесплатными. «В Новгородской области расчетная загруженность 10 тысяч машин в сутки. Здесь дороже обойдется ставить пункты оплаты», — говорит Кельбах.
«Мы провели публичные и общественные слушанья всех участков трассы от Москвы до Санкт-Петербурга и подготовили инвестиционно-финансовое обоснование. Теперь мы находимся на стадии разработки. Три участка уже готовы к строительству – это Московская область, Вышний Волочок и подход к Санкт-Петербургу», — для Виктора Татаринова, заместителя генерального директора «Союздорпроекта» и руководителя проекта трассы Москва — Санкт-Петербург проведение слушаний — этап решающий. Без согласования с главами районов прохождения трассы начинать подробную проработку документации нельзя. А сроки сдачи трассы в эксплуатацию при этом ужесточились: с 2019 года они передвинулись на 2017-й, потому что дорога должна быть готова к ЧМ по футболу в 2018 году. Очередность строительства определялась в зависимости от загруженности районов.
Принципиальным моментом при проектировании трассы было решение избежать населенных пунктов на ее пути.
Сейчас проектировщики утверждают, что смогут построить дорогу и не снести ни одного жилого дома. Сказать то же самое о вырубке лесов они не могут. Но обещают компенсировать каждое вырубленное дерево.
Работа с жителями, по словам Татаринова, ведется плотная, и их мнения учитываются при проектировании. «Жители часто упираются. Вот, скажем, в одном районе не хотел глава подписывать нам согласование, потому что, по его словам, от наших строительных работ дома, построенные в 1950-х годах, развалятся. Мы провели экспертизу, которая показала, что строительство дороги будет достаточно далеко и разрушительного влияния на дома не окажет. Чтобы договориться с жителями района, мы запланировали на этом участке не вбивать сваи, а вкручивать. Если бы они упирались, мы бы пересмотрели коридор прохождения трассы», — рассказывает Татаринов.
То, что получение согласования на самом деле не означает согласия со стройкой большинства местных жителей, признают и проектировщики, и заказчики из «Автодора», хотя слушанья проводятся законным образом. Но процедура такова: в местной официальной газете размещается объявление об открытии общественной приемной по работе с гражданами. Туда может прийти любой желающий и посмотреть проект. Потом, в день слушаний, также может прийти каждый и под протокол высказать свои замечания. Согласование считается пройденным, только если все согласны с проектом. Если нет, он корректируется.
Проблема в том, что местные газеты никто не читает. И на слушанья приходят от пяти человек (как было в Новгородской области) до сорока (в Клину). А в деревне или городе могут жить сотни и тысячи людей, которые так и не узнали ни о каких слушаньях.
«Да, работа с гражданами — это большая проблема, и вести ее нужно гораздо более плотно. Из-за недостаточного информирования возникает много непонимания. Этим пользуются для спекуляции заинтересованные лица», — говорит Кельбах. Спекуляцией он называет и ситуацию вокруг Завидово, где на границе национального парка, президентской резиденции и особо охраняемой зоны должна пройти трасса. Первый вариант проекта дороги на этом участке был подготовлен, согласован и утвержден еще в 1994 году. А в 2007 году президент подписал указ о переносе границы ООЗ так, что дорога уже попадала в нее. Но в силу это решение может вступить только, когда правительство подпишет соответствующее постановление. А оно так и не было подписано. Тем не менее заказчик скорректировал проект и рассмотрел возможные альтернативные варианты прохождения в районе Завидово. Один из них предполагал прохождение дороги по деревне Решетниково. В таком случае нужно было снести 50 жилых домов, и местные жители выступили против проекта. Это стало поводом провести экспертную оценку и направить письмо в Кремль с предложением вернуть границу зоны на место и увеличить национальный парк с другой стороны. Соответствующий указ президент, по словам Кельбаха, может подписать в ближайшие дни. Но правозащитные организации опять против: на этот раз они выступают за сохранение границы национального парка.
Вертолет пролетает над деревней Решетниково и так близко к границе охраняемой зоны, что сотрудники ФСО передают пилотам приказ поднять машину выше и срочно покинуть вверенное им воздушное пространство.
Оспариваемый экологами участок трудно назвать лесом: десяток тупиков железнодорожных путей забиты вагонами, гаражи, склады, дорога. Более того, кроме автомобильной трассы здесь должна пройти высокоскоростная железная дорога между Москвой и Питером. «У железнодорожников тоже все было согласовано. Им отвести свой проект будет еще труднее. Минимальный радиус поворота у них 10 км», — объясняет Кельбах, доказывая, что это решение выгодно всем.
На обратном пути вертолет пролетает над Ленинградским шоссе и забитым машинами и транзитными фурами МКАДом. Чтобы разгрузить этот участок, в проекте «Автодора» строительство Северной рокады, соединяющей Бусиновскую развязку, откуда пойдет платная трасса и начало трассы М7 на востоке. Проходить эта магистраль будет через город, но в перспективе станет платной. Подобный проект отвода потоков разрабатывается и для Санкт-Петербурга, где трасса придет к КАД между Московским и Приморским шоссе.