Минэкономразвития и крупные автопроизводители, работающие в России, договорились о промышленной сборке машин на новых условиях – соглашения о намерениях подписали шесть крупных компаний. Об этом сообщила на заседании правительства во вторник министр экономического развития Эльвира Набиуллина, передает «Интерфакс».
«На сегодняшний день подписано шесть соглашений о намерениях с шестью крупнейшими автопроизводителями. Это Volkswagen Group с ГАЗом по производству в Нижнем Новгороде; «Соллерс-Ford», множественное соглашение: «АвтоВАЗ», Renault, Nissan, «Ижавто», КамАЗ, Mercedes-Benz — речь идет о производстве легковых и грузовых автомобилей; группа Fiat самостоятельная; General Motors и Magna», — уточнила Набиуллина.
Предполагается, до что 1 июня все эти компании нам представят бизнес-планы с объемами инвестиций, с графиками инвестиций, с графиками модернизации действующих мощностей, создания новых.
Как пояснил «Интерфаксу» директор Департамента особых экономических зон и проектного финансирования Минэкономразвития Дмитрий Левченков, Fiat рассматривает различные площадки для строительства мощностей «с нуля» — в частности, в Липецкой особой экономической зоне, а Magna также рассматривает несколько вариантов для сборки автомобилей — в частности, на мощностях калининградского «Автотора» и в Нижнем Новгороде.
Срок до 28 февраля 2011 года, в который автокомпании должны были подписать соглашения либо меморандумы о намерениях, обусловлен обязательствами по вступлению России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Новые условия промсборки подразумевают, что автопроизводитель получает дополнительно 8 лет для беспошлинного ввоза автокомпонентов, а взамен обязуется построить новые либо модернизировать существующие производственные мощности, локализовать в России производство двигателей и трансмиссий, штамповку кузовных деталей, инженерный центр и производить в стране не менее 300 тысяч автомобилей, минимум на 30% из которых должны устанавливаться двигатели российского производства. Локализация для новых производств предусмотрена на уровне 55%, а для существующих — 60%.
Ныне действующие соглашения о промышленной сборке автомобилей автокомпании и Минэкономразвития начали заключать в 2005 году сроком на 7—8 лет. При этом через 4,5 года с момента открытия производства полного цикла компании обязаны локализовать в России треть автокомпонентов. Пошлины на компоненты по истечении договора составят 15%. Минимальный объем выпуска автомобилей в рамках этих договоров составлял 25 тысяч машин.
Согласно новым условиям промсборки, в течение трех лет у автокомпаний будет возможность собирать 5% машин крупноузловым методом: «Соллерс» уже заключил соглашение с Toyota о крупноузловой сборке во Владивостоке внедорожников Toyota Land Cruiser Prado с предполагаемым объемом 1000 машин в месяц с 2012 года.
Многие из крупных игроков определились с производственными площадками, где планируется выпускать автомобили.
Альянс «Соллерса» и «Форда» объявил, что в новое совместное предприятие войдут призводственные площадки «Форда» во Всеволожске Ленинградской области, а также заводы «Соллерс» в Набережных Челнах и особой экономической зоне «Алабуга», где сейчас собираются автомобили Fiat.
Альянс Renault-Nissan-«АвтоВАЗ»-«Ижавто»-КамАЗ-Daimler уже сейчас обладает необходимыми производственными мощностями. Сам тольяттинский автогигант рассчитан на выпуск до миллиона автомобилей в год и обладает научно-техническим центром. После расширения мощностей до 160 тысяч машин возможно собирать на московском «Автофрамосе», а Nissan открыл в 2009 году завод в Ленинградской области, где собираются со сваркий и окраской автомобили Nissan Teana, X-Trail и Murano. Кроме того, КамАЗ способен выпускать до 70 тысяч грузовиков. При этом уже в 2011 году производитель грузовиков планирует отказаться от коробок передач отечественного производства, в 2010 году начал производство мостов на СП с немецким автоконцерном, а в перспективе существуют планы строительства производственной линии для выпуска кабин. «Ижавто», который в 2011 году должен перейти под контроль «АвтоВАЗа», может выпустить в 2011 году до 126 тысяч машин.
Концерн General Motors в соответствии с соглашением о намерениях, может достигнуть заявленного уровня производства, либо используя свои собственные производственные мощности, либо мощности своих партнеров, сообщается в заявлении компании. Американский автоконцерн рассчитывает выпускать в России до 350 тысяч автомобилей в год. Сейчас ему принадлежит собственный завод в Ленинградской области, способный выпускать до 60 тысяч автомобилей, 41,5% акций СП GM-AvtoVAZ, а также по контракту автомобили GM собираются на заводе «Автотор» в Калининграде. Magna открыла в России несколько компонентных производств, но мощностей для сборки машин не имеет.
Концерн Volkswagen договорился об альянсе с группой ГАЗ. Согласно планам компаний, на легковом производстве ГАЗа будет организован полный цикл производства до 100 тысяч автомобилей Volkswagen и Skoda в год, включающий сварку, окраску и сборку, а завод в Калуге сосредоточится на выпуске пользующегося значительным спросом Volkswagen Polo Sedan и запуске новых моделей.
Fiat, прекративший переговоры с «Соллерсом» о создании СП, подал заявку в Минэкономразвития в последний момент: параметры его проекта в общих чертах повторяют планы несостоявшегося альянса с российской компанией. По информации Reuters, Fiat рассчитывает выпускать в России 300 тысяч автомобилей в год в классах B и C под марками Fiat и Jeep, и при этом итальянская компания вела переговоры с ТагАЗом. Заключение соглашения с Минэкономразвития не помешает итальянской компании продолжить поиск партнера.
По словам главы Минэкономразвития Эльвиры Набиуллиной, новый режим промышленной сборки автомобилей вызвал интерес также у 206 производителей автокомпонентов. Подробные бизнес-планы от автопроизводителей с графиками развития производств и объемами инвестиций от автопроизводителей ожидают к началу лета.