По данным ГУП НИиПИ Генплана Москвы, личным транспортом в московском регионе пользуются всего 24% жителей. Поэтому основные задачи должны быть сконцентрированы вокруг большинства – 76% пешеходов, пользующихся наземным, подземным и железнодорожным общественным транспортом. «Я не называю эту проблему проблемой пробок, — заявил в интервью радиостанции «Эхо Москвы» столичный мэр Сергей Собянин, говоря о развитии транспорта в городе. — Я считаю, что проблема, которую мы должны решить в Москве, — это проблема передвижения людей, граждан. Мы должны создать такие условия, чтобы на общественном транспорте можно было доехать значительно быстрее, чем на личном транспорте. И логистика должна быть выстроена оптимальным образом. И сам транспорт должен быть комфортабельным.
Тогда мы решим вопрос передвижения. Других вариантов решения этой проблемы в Москве не существует».
Как будет развиваться инфраструктура общественного транспорта, уже известно. Согласно обнародованному проекту программы развития московского транспортного узла до 2020 года, в столице построят дополнительно 155,5 км линий метро, а Московская окружная железная дорога, предназначенная сейчас для грузовых перевозок, будет приспособлена для пассажирских. Среди первоочередных мер также обновление автопарка автобусов и троллейбусов, закупка экобусов, строительство новых линий скоростного трамвая.
При этом создание новых дорог не стоит в числе приоритетных задач по решению транспортных проблем. «Если мы к существующим дорогам построим еще столько же, то количество автомашин будет не 20%, а 40%, а пробок сколько было, столько и останется», — заявил Собянин.
На прошлой неделе в подтверждение этих слов мэр Москвы приостановил строительство Четвертого транспортного кольца – очередного амбициозного проекта Юрия Лужкова. Магистраль протяженностью 74 км должна была пройти большей частью по существующим улицам. Сейчас практически достроен первый участок между шоссе Энтузиастов и Измайловским проспектом длиной в 4 км. Новый мэр города посчитал этот проект неэффективным.
Вместо расходов на Четвертое кольцо (по расчетам Собянина, на его строительство потребовалось бы не менее 1 трлн рублей) деньги вложат в развитие инфраструктуры общественного транспорта и реконструкцию существующих дорог. Под последней подразумевается в том числе выделение специальной полосы для автобусов, троллейбусов и такси.
«По каждой магистрали должны быть выделены полосы общественного транспорта, по которой никто не имеет права проезжать, кроме автобусов», — поделился планами Собянин. Планируется построить 102 съезда, 191 карман и 69 внеуличных пешеходных перехода.
Чтобы высвободить пространство для дополнительной полосы, линии электропередачи (ЛЭП) уберут под землю. В пятницу заместитель мэра по вопросам строительства Марат Хуснуллин заявил о планах полной реконструкции Варшавского шоссе: будет дополнительно добавлено 48 км дороги в однополосном направлении, появятся шесть пешеходных переходов и две развязки. Кроме того, в первоочередных задачах значится расширение дорог на 9 радиальных магистралях в 22 местах.
Вместе с тем, по расчетам мэрских инженеров, уже сейчас в Московском регионе дефицит автомобильных дорог составляет 850–1000 км, а к 2020 году при росте дефицита в городе появится всего 1300 км новых дорог.
При этом, по прогнозам Минпромторга, за 10 лет автопарк Москвы вырастет в полтора раза – до 5 млн транспортных средств. По прогнозам ГУП НИиПИ Генплана Москвы существенного оттока водителей в общественный транспорт не произойдет. К этому времени личными автомобилями в столичном регионе будут пользоваться 22% москвичей.