Россия и Белоруссия могут создать холдинговую компанию «Росбелавто», в которую объединят активы МАЗа и КамАЗа. Об этом заявил в среду вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко, передает белорусское агентство «Белта». По его словам, проект станет полезным и для российского, и для белорусского автопрома, чтобы противостоять внешнему давлению, а также укрепит кооперацию.
При этом условия организации холдинга, озвученные белорусской стороной, существенно отличаются от предложения «Ростехнологий», о котором говорил накануне глава российской госкорпорации Сергей Чемезов. Белорусский вице-премьер заявил, что автомобильный холдинг будет создан на паритетных условиях. Гендиректор «Ростехнологий» предлагал обмен 100% акций МАЗа на долю в КамАЗе.
«Это будет не продажа акций МАЗа, а передача определенного пакета акций на паритетных условиях», — цитирует РИА «Новости» Владимира Семашко.
Для оценки российских и белорусских компаний, которые могут в него войти, планируется привлечь независимую международную компанию. В холдинг с белорусской стороны помимо МАЗа могут войти Борисовский завод автотракторного электрооборудования (БАТЭ), «Белшина», Минский моторный завод и завод «Гидроусилитель», а с российской стороны кроме КамАЗа Ярославский и Тутаевский моторные заводы, уточняет Reuters. Также планируется создать единую сбытовую и сервисную сеть.
Белорусский вице-премьер подчеркнул необходимость сохранения баланса переданных новой компании акций. При этом Белоруссия планирует сохранить контроль над МАЗом. «Например, Белоруссия в холдинг передаст акции на сумму 1 миллиард долларов, и российская сторона должна будет передать столько же, чтобы не нарушился баланс, — пояснил Семашко. — Мы отдадим, например, 49% акций МАЗа — больше отдавать мы не будем, столько же должна передать российская сторона, а акциями остальных предприятий будет дополняться этот условный миллиард».
Накануне глава госкорпорации «Ростехнологии» Сергей Чемезов сообщил, что белорусскому правительству направлено предложение объединить МАЗ и КамАЗ в одну компанию и обменять 100% акций МАЗа на долю акций российского автозавода после небольшой допэмиссии акций. При этом он сказал, что Белоруссия вряд ли могла бы получить более 25% акций КамАЗа.
В настоящее время «Ростехнологиям» принадлежит 49,9% акций КамАЗа, около 27% — инвесткомпании «Тройка Диалог», 11% — немецкому Daimler и 4% — Европейскому банку реконструкции и развития. МАЗ на 100% принадлежит белорусскому государству.
«Наиболее вероятно, что белорусская сторона оставит за собой рычаги контроля над МАЗом. Вместе с тем в новый автомобильный холдинг мог бы войти и БелАЗ», — полагает старший аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков.
Директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков отмечает, что объединения автопроизводителей для уменьшения затрат на инженерные разработки часто встречаются в мировом автопроме. «Это мировая тенденция, когда производители объединяются, чтобы минимизировать затраты на разработку. Это может быть общий двигатель, общая трансмиссия. В этой синергии всегда можно более эффективно работать, получать больше прибыли», — говорит эксперт.