По заказу Министерства транспорта разработан проект долгосрочной программы по развитию транспортного комплекса всего московского региона до 2020 года. В понедельник документ был представлен на совещании в столичной мэрии ГУП НИиПИ генплана Москвы, выигравшим тендер на разработку программы. Как рассказал «Газете.Ru» главный инженер НИиПИ генплана Михаил Крестмейн, данный документ – актуализация предыдущей программы, утвержденной еще в 2008 году, однако к реализации которой так и не приступили в связи с финансовым кризисом.
Всего, по подсчетам инженеров, на новую программу по развитию транспортного узла до 2015 года потребуется 3,5 трлн рублей. Реализация программы в прошлом виде оценивалась в 4,9 трлн рублей.
В качестве приоритетных направлений в программе, которая представлена в виде 35 слайдов, стоят обеспечение объемов, оптимизация и координация пассажирских и грузовых перевозок. При этом Михаил Крестмейн, выступавший от НИиПИ генплана на совещании, подчеркнул, что основное направление программы связано не с тем, чтобы запрещать движение на личных автомобилях, а сделать общественный транспорт более быстрым и комфортным для использования.
Согласно анализу инженеров, доля перегруженных участков улично-дорожной сети в столичном регионе составляет 80%. Плотность населения города в полтора-два раза выше, чем в крупнейших мегаполисах мира, при этом плотность дорог в российской столице ниже в два-четыре раза.
Всего в Москве и области насчитывается 17 302 км автомобильных дорог. К 2015 году планируется построить дополнительно всего 332 км новых дорог и реконструировать 336 км, а к 2020 году еще 983 км построить и 359 км реконструировать. При этом уже сейчас в регионе дефицит автомобильных дорог составляет 850–1000 км.
Не справляется с трафиком и подземка. Дефицит линий метро составляет более 100 км, к 2015 году будет построено 71,5 км линий метро, а к 2020 году – 78 км.
В программе отмечается, что ресурсы железной дороги пока используются в основном для сообщения между городом и областью. В связи с этим будет преобразована под пассажирский транспорт Московская окружная железная дорога, где сейчас совершаются грузоперевозки. Кроме того, планируется строительство дополнительных ж/д путей к 2015 году, по которым можно будет доехать до Москвы из Лобни, Зеленограда, Химок, Софрино, Пушкино, Мытищ, Щелково, Лыткарино, Люберец.
В столице начнется строительство транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) – специальных сооружений, объединяющих станции скоростного внеуличного транспорта, остановочные пункты наземного транспорта, перехватывающие парковки. К 2020 году за пределами малого кольца («бетонки») появится 19 ТПУ, от «бетонки» до МКАД – 39, в периферийных районах Москвы – 19, на территории, прилегающей к малому ж/д кольцу, – 14.
В регионе, как уже ранее неоднократно сообщалось, будет создана интеллектуальная транспортная система, а вдоль дорог появятся электронные информационные табло, сообщающие о текущем трафике в городе.
К 2020 году грузоперевозки внутри Москвы вырастут с 38,5 млн тонн до 78 млн тонн. Треть грузов сейчас перевозятся наземным автотранспортом. В связи с этим часть перевозок планируется перераспределить на потенциал железных дорог и водный транспорт. Однако в любом случае общее число ежегодных грузоперевозок по столичным автомобильным дорогам вырастет с 12 млн до 15 млн тонн, подсчитывает НИиПИ генплана.
Мэр Сергей Собянин остался недоволен общим ростом грузовых перевозок в черте города на 40% к 2020 году, заложенных в программе. «Москва уже застроенный город, и не должно быть такого резкого роста перевозок, — заявил он. – Мы должны прогнозировать их уменьшение».
Пролистав проект программы, Собянин подчеркнул, что в документе все еще недостаточно проработан вопрос развития общественного транспорта – а это «задача номер один». «Мне показалось, что недостаточно проработан вопрос развития наземного городского транспорта — автобусного, троллейбусного, трамвайного, — обратил он внимание. — Каким образом мы улучшим положение с перевозками пассажиров на московском транспортном узле? И это должно быть решено в ближайшие годы, а не к 2020-му».
Согласно прогнозам, представленным в проекте программы, в Москве при постоянном росте автопарка произойдет стабилизация степени пользования личным автотранспортом. К 2020 году доля автомобилистов в Москве снизится с 24% до 22%. На наземных видах транспорта будут ездить 35% жителей (сейчас 37%). В метро спустятся 30% пассажиров (сейчас 29%). Пассажирские перевозки по железной дороге увеличатся с 10% до 13%.
Вместе с тем средняя скорость движения автотранспорта на перегонах Московской области, рассчитывают инженеры, вырастет с 10 км/ч в настоящее время до 15 км/ч в 2015 году и до 32 км/ч в 2020 году.
Судьбу проекта решит координационный совет, в который входят власти Москвы, Подмосковья, а также Минтранс РФ. «Мы должны в ближайшее время ее (программу) обсудить, высказать замечания для того, чтобы принять этот документ в рамках координационного совета и, возможно, рассмотреть на правительственных совещаниях», — заявил мэр.