Глобальная навигационная система слежения (ГЛОНАСС) начала создаваться тридцать лет назад по заказу Министерства обороны СССР. Первый спутник системы был запущен, когда ни о каких навигаторах на транспорте еще никто не слышал – в 1982 году, и преследовал он вполне конкретные оборонные (а также геодезические, морские и картографические) цели. Заброшенный в 90-х проект был объявлен приоритетным в 2001 году, тогда же было принято решение модернизировать систему. За десять лет на нее потратили около $5 млрд, но выполнить запуск в полном объеме не удалось. В конце прошлого года должны были выйти на орбиту последние три из расчетных 24 спутников, которые обеспечат 100% охвата территории Земли и околоземного пространства, но из-за тотальной халатности и технологических ошибок ракета с ними упала в Тихий океан. Последовали громкие отставки в Роскосмосе, новый срок запуска был назначен на весну 2011 года.
Стратегически вложенные средства и усилия должны себя оправдать с точки зрения военной безопасности и технической независимости страны. Продукт минобороны США GPS вывел на орбиту 24 спутника к 1993 году — сегодня для обеспечения высокой точности и бесперебойной навигации в космосе работает 31 спутник GPS. Он является пока единственной по-настоящему действующей глобальной системой; одновременно в мире разрабатываются еще три — китайская система «Компас», европейская «Галилео» и ГЛОНАСС.
Что такое наличие или отсутствие собственного спутникового мониторинга, смогли в полной мере оценить, например, в Ираке в 2003 году. После начала американского вторжения там просто отключили GPS.
Россия уже несколько лет ведет масштабную подготовку сопутствующих гражданских проектов, которые должны быть основаны на отечественном ГЛОНАСС. В Госдуме разрабатывается «Закон об интеллектуальных транспортных системах РФ». Согласно задумке авторов, на основе системы навигаторов, установленных практически во все автомобили страны, можно будет собрать уникальную базу данных по перемещению транспорта. С помощью этих данных предлагается решать проблемы пробок, выстраивать планы по строительству новых дорог. Также в рамках этой системы будет разработана законодательная база для внедрения систем экстренного реагирования ЭРА-ГЛОНАСС, которая должна будет автоматически подавать сигнал оперативным службам в случае аварии. Более того, планируется ввести дополнительные пошлины на импортные навигаторы и мобильные телефоны со встроенным GPS, если они не будут поддерживать формат данных ГЛОНАСС. Компактные модули с универсальными чипами, которые позволят реализовать новое требование, до сих пор не разработаны. А те, что существуют, слишком громоздки или вообще представляют собой пустышку. Так, в декабре был обнаружен самарский производитель универсальных навигаторов GPS плюс ГЛОНАСС, где навигатор последней просто крепился к плате двусторонним скотчем.
В прошлом году вступил в силу новый технический регламент безопасности колесных транспортных средств, которым предусматривается обязательное оснащение всех автобусов и фур навигаторами ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS (возможность установки обеих систем одновременно). Кроме того, к 2013 году в техрегламент будут внесены поправки, которые обяжут все новые колесные транспортные средства, продаваемые на территории России, оборудовать устройствами ГЛОНАСС. Навигационные модули должны будут появиться даже на тех продаваемых и собираемых в России иномарках, на которых уже установлена современная навигационная система.
На прошлой неделе Минтранс разработал и опубликовал проект поправок к КоАП, вводящий c 2012 года систему штрафов за неиспользование навигаторов на базе ГЛОНАСС для владельцев пассажирских автобусов и крупнотоннажных грузовиков – от 5000 до 50 000 рублей. Во столько же оценивается возможная стоимость самих навигаторов: от 15 тысяч за простой приемник данных до 50 тысяч за систему, оснащенную тахографом, ЭРА-ГЛОНАСС и ответным модулем, передающим данные.
Теоретически с напором, с которым правительство навязывает свою систему, с теми замыслами, которые планируется с ее помощью реализовать, можно было бы сделать транспортную инфраструктуру современней и цивилизованней. Проблема информирования о ДТП в отдаленных регионах действительно существует. На трассе Чита — Хабаровск, например, не работают сотовые телефоны, а врачи утверждают, что каждого четвертого погибшего в аварии можно было бы спасти при вовремя оказанной медпомощи.
Но сама по себе ЭРА-ГЛОНАСС в этом не поможет. В первую очередь потому, что в регионах не хватает врачей, машин «скорой помощи», медицинского оборудования и медикаментов.
Во-вторую – потому что диспетчер, прежде чем вызвать бригаду спасателей, должен будет подтвердить сигнал, связавшись с водителем по телефону системы GSM. Если сот поблизости не будет, экстренная помощь не придет.
Интеллектуальное управление светофорами и транспортными потоками, которое планируется внедрять в Москве, не заработало даже на базе GPS. Еще в 2005 году на это было выделено 20 млрд рублей, но разработать и внедрить систему не удалось за пять лет. Тут вообще проблема не в выборе системы позиционирования, а в неспособности потратить средства на заданные цели.
Установка тахографов на грузовики и пассажирские автобусы могла бы не только отслеживать «левые» рейсы для работодателей, но и следить за соблюдением режима сна и отдыха водителей, чтобы заснувший за рулем водитель фуры или пазика не вылетал на встречку. Но и это невозможно реализовать, потому что никто не собирается следить за тем, работает ли установленная в машине навигационная система или она опять же крепится к приборке двусторонним скотчем. Также не сможет ГЛОНАСС отследить обстоятельства аварии: погрешность его работы 15–20 метров, так что понять, кто выехал на встречку, с его помощью нельзя (это недоступно даже GPS, которому ГЛОНАСС пока что уступает в точности).
А вот штрафы за неиспользование новой системы работать будут. В этом можно не сомневаться и без космического прорыва.