Согласно официальной статистике ГИБДД, опубликованной на сайте ведомства, в 2010 году в отношении водителей инспекторы ДПС составили 47 млн административных протоколов о нарушении ПДД. В ведомстве подчеркнули, что общее количество оформленных протоколов по равнению с 2009 годом снизилось на 1,6%.
Кроме того, около 300 тысяч автомобилистов были подвергнуты административному аресту, а 917 тысяч человек суд лишил водительских прав. При этом в 2009 году права были изъяты у 1,1 млн водителей.
Снижение этих показателей в ГИБДД объясняют ужесточением санкций за нарушение ПДД и профилактической работой, которую ведут пропагандисты ведомства. «Эта работа уже принесла свои плоды, ведь наряду с усилением наказания за грубые правонарушения на дороге подразделениями пропаганды Госавтоинспекции ведется большая разъяснительная работа среди водителей, пешеходов и самых маленьких участников дорожного движения», — прокомментировал тенденцию начальник отдела пропаганды ГИБДД Владимир Шевченко.
Между тем в 2010-м году в ДТП по России погибло на 500 человек больше, чем годом ранее. Выросло и число аварий с участием несовершеннолетних. Эксперты уверены, что официально оформленных протоколов за нарушение ПДД стало меньше в связи с ростом коррупции на дорогах.
«По нашим данным, такого снижения не происходит, — заявил руководитель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. — Просто снизилось выявление и легализация ответственности за нарушение». «Стали брать больше взяток и меньше оформлять протоколы, — соглашается президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. – В России была объявлена борьба с коррупцией, пусть и неэффективная, но у милиции наступила агония. Я очень хорошо знаю многих сотрудников ГАИ, которые для себя решили так: надо успеть хапнуть».
«По мнению большинства водителей, аппетиты сотрудников ГИБДД выросли, а вымогательство взяток за истекший год стало еще больше, поэтому можно сделать вывод, что снижение достигнуто тем, что стали больше скрывать и меньше выявлять, зато больше берут взяток», — говорит Виктор Похмелкин.
По данным правозащитника, в Москве минимальная планка за езду в нетрезвом виде, чтобы откупиться от гаишника, составляет от 60 до 100 тысяч рублей, максимальная – 600 тысяч рублей (в зависимости от класса автомобиля и презентабельности водителя).
Эксперты отмечают, что меньше нарушать правила в России не стали, потому что не устранены ни причины, ни условия, способствующие нарушениям. «Например, на шоссе разворот в обратную сторону только через 38 км – естественно, люди разворачивается там, где им удобно, — говорит Травин. — Так вот, у нас никто не борется с устранением причин, и нарушений меньше не становится».
Кроме того, в прошлом году была упразднена допустимая норма алкоголя в крови водителей.
В связи с этим выросло число водителей, которых с минимальным содержанием алкоголя в крови лишают прав. «Таких административных дел тысячи, — говорит Виктор Травин. — Только из-за этого число лишенных прав должно было увеличиться. Народ ведь меньше пить не стал, тем более у многих есть эндогенный алкоголь в крови».
Эксперт считает, что данные ГИБДД субъективны. «Статистике милицейской нельзя верить в принципе и хотя бы потому, что она не говорит о том, сколько было нарушений, — заключает Травин. — Она говорит лишь о том, сколько было официально оформлено протоколов».
В прошлом году Генпрокуратура также обратила внимание на серьезные расхождения статистических данных гаишников. Так, в 2009-м году ГИБДД направила судебным приставам 23,1 млн протоколов, предназначенных для принудительного взыскания административного штрафа по нарушениям ПДД. Между тем, согласно сведениям судебных приставов, за прошлый год в их ведомстве находилось лишь 11,8 млн таких постановлений. Таким образом, данные ГИБДД по количеству выписанных за год протоколов по стране серьезно расходятся с реальными цифрами. Такая ситуация свидетельствует об «отсутствии действенной системы взыскания штрафов с правонарушителей, а также влечет искусственное завышение показателей деятельности органов Госавтоинспекции», — заключили в Генпрокуратуре.