Завод Nissan в промзоне Каменка под Санкт-Петербургом начал производство кроссоверов Nissan Murano — автомобили российской сборки поступят в продажу в феврале, а пока первая партия машин ожидает аттестации соответствия их качества внутренним стандартам автопроизводителя, общим для всех его заводов.
Nissan Murano стал третьей моделью японского автопроизводителя, выпуск которой налажен в России.
С лета 2009 года в Каменке собирают седаны Nissan Teana, а в ноябре того же года на конвейер встали кроссоверы X-Trail, однако, пока действуют преимущества соглашения о промсборке, подавляющее большинство автокомпонентов для их сборки завозится из-за рубежа, главным образом морским путем — путь деталей из Японии занимает 5 месяцев, на сборку же одного автомобиля на заводе уходят 3 смены рабочего времени.
По словам гендиректора предприятия Дмитрия Михайлова, локализация по наиболее массовой модели Nissan X-Trail (60% производственных на заводе машин) составляет около 12—15%, Nissan Teana локализована сейчас на 3—5%.
На проектную мощность в 50 тысяч автомобилей в год завод рассчитывает выйти в 2011 году — по итогам 2010 финансового года (заканчивается в марте) будет произведено около 30 тысяч автомобилей.
Производство Nissan в Каменке проектной мощностью 50 тысяч автомобилей в год выглядит достаточно компактно по сравнению с 150-тысячным заводом Volkswagen и московским «Автофрамосом», рассчитанным на выпуск 160 тысяч машин в год. Соответственно, и обстановка в цехах завода Nissan более «камерная». Как и Renault в Москве, Nissan в Питере имеет сварочное и окрасочное производства, однако в силу достаточно небольших объемов большинство сварочных операций выполняется людьми, а не роботами.
На заводе из готовых кузовных панелей и других штампованных деталей на отдельных участках свариваются более крупные модули: отдельно собирается моторный щит, пол, боковины и навесные элементы — двери, крышки капота и багажника, затем на главной линии сварочного цеха формируется кузов.
На каждом из постов проверяется количество и расположение семи сварочных точек, два раза в смену кузова каждой из трех моделей отдел качества обследует с помощью ультразвука, а раз в месяц один готовый кузов каждой модели подвергается испытанию на разрыв.
Также выборочно один кузов в смену проверяется на соответствие геометрии заданным параметрам — на его полный контроль уходит 2-2,5 часа.
При этом максимальные допуски при сварке кузовных деталей составляют до 3,2 мм, однако в соединении наружных панелей допуски значительно меньше.
Готовые кузова, в которых не обнаружено дефектов, либо устранены замеченные мелкие недочеты, поступают в цех окраски, где проходят обезжиривание, грунтование, покрытие мастиками, окраску базовой эмалью и лаком — при этом в лак для бамперов вводятся добавки-пластификаторы, которые препятствуют образованию сколов при вибрации. Однако покрытие кузова остается достаточно тонким: согласно нормативам Nissan, слои катафорезного и обычного грунта, базовый цвет и лак в сумме дают 80—90 мкм. После окрашивания кузова также обследуют на предмет дефектов — большинство из них устраняются полировкой. При этом, утверждают на заводе, автомобили для России оснащаются хромированными деталями с более стойким покрытием.
Затем автомобили собирают, включая установку проводки, вклейку стекол, монтаж двигателя, трансмиссии и подвески, элементов салона. В окончательную инспекцию входит регулировка углов установки колес, программирование электронных блоков, испытание на беговом барабане и тестовая поездка по заводскому испытательному треку.