Утром в понедельник руководство автоконцерна FIAT подвело итоги референдума среди рабочих туринского завода Mirafiori, которым компанией был выдвинут ультиматум — согласиться на новые контракты или потерять работу вообще. Руководитель FIAT Сержио Маркионне перед Новым годом предъявил 5,4 тысячам работников следующие требования, продиктованные перепроизводством автомобилей, с одной стороны, и необходимостью экономии ради разработки новых авто, с другой. Рабочие должны были согласиться на новые контракты, предусматривающие «более гибкую» оплату труда и «более жесткую» трудовую дисциплину. В частности, сотрудникам Mirafiori предлагалось смириться с тем, что их простой больше не будет оплачиваться, а также отказаться от права на забастовки. Взамен им была предложена работа, в частности инвестирование $1 млрд в открытие нового, совместного с Chrysler, производства автомобилей Jeep и Alfa Romeo.
В случае неприятия ультиматума Маркионне предупредил рабочих о том, что завод будет закрыт. Производство же, заявил руководитель компании, будет выведено за рубеж, «возможно в США или Канаду».
Против руководства компании резко выступили леворадикальные профсоюзы, имеющие на Mirafiori большой вес, в первую очередь прокоммунистические объединения FIOM и CIGL, объединяющие почти половину рабочих завода. Они не только отказались подписать соглашение с руководством концерна, но и призвали работников ко всеобщей забастовке начиная с 28 января.
В итоге руководство завода после согласования со штаб-квартирой компании объявило на заводе настоящий референдум по вопросу принятия ультиматума. В нем приняли участие практически все сотрудники предприятия.
В ходе трехдневного голосования, начавшегося 14 декабря, «за» сокращение зарплат и отказ от бунтов проголосовали 54% принявших участие в голосовании работников, в то время как 46% оказались против. Вариант «воздержаться» предусмотрен не был.
Впрочем, как отмечают наблюдатели, если вычесть сотрудников администрации, поголовно выступивших «за» принятие предложений концерна, то получается, что перевес составил всего 9 голосов – 2315 против 2306.
Победа руководства была позитивно воспринята не только в руководстве альянса FIAT и Chrysler, но и за пределами автомобильной индустрии. Так, с победой над рабочими Сержио Маркионне поздравил премьер-министр Италии Сильвио Берлускони. По мнению итальянских наблюдателей, такой исход референдума означает «перелом во взаимоотношениях между работодателями и рабочими во всей Европе». Критики, в свою очередь, считают это концом профсоюзной эпохи в Европе, отмечает FT.
По их словам, «работники итальянского завода отказались от прав, которые завоевывали десятилетиями, ради повышения конкурентоспособности концерна».
Голосование на Mirafiori признано знаковым прежде всего из-за исторического статуса производства. Этот завод в Турине является самой первой производственной площадкой FIAT, чья история насчитывает уже более ста лет. В честь Mirafiori в свое время был даже назван «народный» автомобиль FIAT 131, выпускавшийся с 1974 по 1984 годы. Принято было считать, что этот завод – и его рабочие – имеют некое привилегированное положение. Однако кризис внес коррективы в эти представления.
В ушедшем году реализация автомобилей группы FIAT уменьшилась на 17,1% и составила 1,023 млн единиц. Уже несколько лет подряд концерн заканчивает год с убытками: так, в 2009 году FIAT потерял свыше $1 млрд.
В ближайшие четыре года FIAT намерен вложить в развитие производства в Италии около 20 млрд евро, разработать новые модели и повысить эффективность производства.