Управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Челябинской области рассматривает постановление прокуратуры, которая подозревает городскую думу в грубых нарушениях при проведении аукциона на покупку лимузина представительского класса BMW 750 Li xDrive. В отношении руководителя аппарата городской думы возбуждено административное дело по части 4.1 статьи 7.30 КоАП (нарушение порядка размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд заказчиков). Руководителю думы и главе города, коим в одном лице является Станислав Мошарин, а также главе аппарата прокуратура вынесла «предостережения о недопустимости нарушения требований бюджетного и антимонопольного законодательства». Ответственные лица предупреждены об уголовной и административной ответственности.
Основанием для проверки послужили сообщения местных интернет-СМИ о подозрительном аукционе, размещенном в рамках муниципального заказа, согласно которому городская дума хотела приобрести автомобиль стоимостью 6 388 500 рублей.
«В прокуратуре создана специальная рабочая группа для контроля госзакупок, поэтому прокуроры в ежедневном режиме мониторят все СМИ», — рассказала «Газете.Ru» старший помощник регионального прокурора Оксана Моржеухина.
В техническом задании в документации об аукционе были подробно прописаны такие характеристики автомобиля, которые мог предложить единственный автосалон в регионе — официальный дилер BMW компания ООО «М-Сервис». В результате аукционная комиссия признала аукцион несостоявшимся и приняла решение о заключении муниципального контракта с единственным участником на покупку автомобиля BMW 750 Li xDrive за 6 388 500 рублей.
В самом салоне «Газете.Ru» рассказали, что для остальных покупателей эта модель BMW стоит дешевле — 4 850 000 рублей.
С учетом того, что дума заказала себе автомобиль в максимальной комплектации, его цена становится выше на 1 млн рублей, но общая сумма все равно ниже прописанной в контракте примерно на полмиллиона. В прокуратуре отметили, что эти факты также проверят. «В ФАС отложили рассмотрение дела (до 26 января 2011 года — «Газета.Ru») в связи с тем, что выясняют все обстоятельства, — уточнили в прокуратуре. — Можно было приобрести другой автомобиль, не указывая всех подробностей, но представители думы настаивают на другом».
В самой думе считают, что ведомству по статусу положен автомобиль представительского класса.
«Автомобиль еще не приобретен, прошел конкурс, его надо оплатить, заключить контракт, — сообщил «Газете.Ru» начальник управления информационно-аналитического обеспечения Артем Перехрист. — Это (6,3 млн рублей — «Газета.Ru») нормальная цена для автомобиля представительского класса. Есть разные марки представительских автомобилей, но выиграла BMW, значит, будем приобретать». Зачем в документации к аукциону настолько подробно были прописаны технические характеристики автомобиля, собеседник сказать не смог, но подчеркнул, что автомобиль приобретается не лично для главы города Станислава Мошарова, а для городской думы. «Представительские функции включают в себя встречу международных, межрегиональных и межмуниципальных делегаций, — говорит Перехрист. — Все эти вещи возложены и на думу в том числе».
Вместе с тем в Челябинской области продолжается проверка другой массовой закупки лимузинов BMW — для администрации губернатора, которая закупила три BMW 750 Li xDrive за 22 млн руб. из бюджета.
Кроме того, в мае текущего года прокуратурой был аннулирован аукцион на покупку машины Lexus LS460 стоимостью несколько миллионов рублей для главы Чесменского района Челябинской области. На этой же неделе в Ханты-Мансийске прокуратура заставила местные власти продать два автомобиля Lexus, купленные за бюджетные 8,7 млн рублей. Проверка выявила нарушения в тендере на закупку машин.
Глава Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов считает: инциденты с закупкой дорогих автомобилей доказывают, что региональные чиновники воспринимают государственную службу и бюджетные деньги как средства для личного комфорта. «Когда находят подобные нарушения в госзаказах, то надо проверять затем по всей цепочке: кто формировал заказ, кто утверждал бюджет, кто выделял деньги, — говорит Кабанов. — Здесь ведь могут быть не только откаты, но и явно нецелевое использование средств».