Родина Skoda тонет в снегах, рождественские украшения отражаются веселыми бликами в подтаявшей слякоти. В горы же техника даже не добирается, и все дороги скрываются под рыхлыми барханами. В сугробах предстоит испытать три давно знакомых автомобиля с новым силовым агрегатом — 2,0 TDI CR DPF с турбокомпрессором с системой непосредственного впрыска топлива под высоким давлением с электронным управлением Common Rail выдает 140 л. с. Погода благоволит проверке российской реальностью.
Направление первого дня — горнолыжный курорт Шпиндлеров Млин. Средство — серо-голубой Yeti с полным приводом, что окажется в поездке немаловажной характеристикой. Сложив задние сидения и получив 1580 литров свободного пространства, без проблем укладываем лыжи и отправляемся в путь.
Чехи любят свою «Шкоду». Поток на автобане — сплошь из одинаковых автомобилей местной марки, среди них изредка попадаются представители немецкого автопрома, еще реже — другие марки.
Мы незаметно вливаемся в эту железную реку. 2,0-литровый мотор напоминает о своем «солярном» организме лишь негромким тарахтением, которое, впрочем, не заглушает болтовню радио. Разгон у Yeti 10,2 секунды, максимальная скорость 187 км/ч. Расход при этом самый большой из трех моделей: в городе — 7,6 литра, на трассе — 5,8 литра. Шестиступенчатая трансмиссия DSG — роботизированная коробка передач с двумя сцеплениями, лучше всего работает с турбированными моторами небольшого объема, но и с двухлитровым дизелем уверенно выщелкивает нужную передачу. Максимальный крутящий момент достигает 320 Н•м уже при 1750 об/мин — на деле это реализуется оперативной и плавной реакцией на педаль акселератора. К обгонам в условиях туманной видимости приходится относиться втройне внимательно, но резвый старт не заставляет прибегать к ручному режиму переключения передач. В положении S коробка резвее раскручивает мотор и держит высокие обороты, что проявляется в основном неслышным доселе шумом, но радикально на динамику не влияет. Удалось попробовать и дизельную версию Yeti с МКПП, которой в России не будет, а жаль: четкие переключения, оптимальная настройка сцепления и отличная отзывчивость.
Полный привод у Yeti постоянный. Крутящий момент распределяется автоматически между осями через муфту Haldex.
На слякотном снегу, под которым порой прячется лед, автомобиль на нешипованных шинах с достоинством сохраняет устойчивость, не прибегая к помощи системы стабилизации.
Преимущество 4х4 удалось оценить после смены Yeti на моноприводный Superb. Почти пятиметровый седан поминутно включает систему стабилизации, чтобы сохранить плавное и достойное перемещение в снежной каше. Вес «Суперба» практически такой же, как у полноприводного Yeti, под 1,5 тонны, поэтому динамические характеристики у этих автомобилей с двухлитровым дизелем не отличаются — разгон до ста за 10,2 секунды, но максимальная скорость выше – 206 км\ч, а расход поменьше – на трассе 5 литров, а в городе – 7,5.
Наконец, преодолев бесконечные спуски и подъемы, вплываем на внушительном «Супербе» в узкий двор стекольной фабрики в городе Гаррахов. Здесь находится древнейший стекольный завод Чехии — он был основан еще в 1712 году. Технологии тоже позаимствованы из 300-летней давности: те же печи, в которых накаляются горшки со стеклом. Из стекломассы температурой более 1200 градусов стекольщики выдувают формы, которым предстоит превратиться в бокалы, чашки и украшения ручной работы.
Так как при заводе построен пивоваренный заводик (пиво стекольщики пьют в течение всего дня прямо на рабочем месте, иначе у раскаленных печей смену не выдержать), обратно возвращаемся уже на заднем сидении Superb – просторном, удобно спрофилированном и комфортном.
На Прагу осталась «Октавия» в кузове Combi. Она на 100 кг легче, чем Yeti и Superb, и более бодро отзывается на «пришпоривание лошадей» — разгон 9,7 секунд, максималка — 208 км/ч, расход заявленный — в городе 7 литров, на трассе — 4,6. В отличие от полноприводного дизельного Yeti и переднеприводного дизельного Superb, Octavia Combi совмещает дизель + DSG как с моноприводом, так и с 4х4. «Октавия» — хорошо сбалансированный автомобиль, и дизельная модификация не выбивается из общего строя. В 605-литровый багажник с легкостью поместились чемоданы и многочисленные пакеты с бехеровкой и чешским пивом.
Дизельные модификации европейцы продавать в России не слишком любят, опасаясь низкокачественного топлива, и автомобилисты лишаются многих заманчивых вариантов. «Шкодовскую» смелость покупатели должны оценить. Тому же «Йети» давно нужен был хороший двигатель с DSG, ведь до этого в РФ можно было купить либо 1,2-литровый мотор в паре с «автоматом», либо 1,8-литровый, но только с «механикой». Superb пару лет назад продавался с дизелем мощностью 170 л. с., но затем исчез с рынка. Вернув «Супербу» дизель, «Шкода» обеспечила представительскому комфортному седану экономичность — отличное предложение для делового человека. Наконец, линейка Octavia, в которой есть бензиновые двигатели от 1,4 до 1,8 литра, агрегированные как с механической трансмиссией, так и с DSG, обогатилась на еще один вариант.
Только стоит учесть, что за дальнейшую экономичность дизелей надо будет расплачиваться на старте: Octavia Combi, Yeti и Superb с дизельными моторами и DSG – самые дорогие модели в своих линейках. От 969 000, 1 119 000 и 1 124 000 рублей соответственно.