По оценкам консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers (PwC), российский автомобильный рынок в 2010 году вырастет на 30%. По итогам 11 месяцев 2010 года рост в количественном отношении по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 28%. В денежном выражении объем российского рынка увеличился на 33%: с января по ноябрь россияне потратили на автомобили $29,3 млрд, в аналогичном периоде прошлого года $22,1 млрд.
Как отмечает руководитель практики по оказанию услуг автомобильной промышленности PwC Стенли Рут, автомобильный рынок в России начал восстанавливаться «главным образом благодаря различным стимулирующим мерам правительства, началу роста потребительского спроса во второй половине года, а также более доступному автокредитованию по более привлекательным ставкам».
В начале года эксперты PwC высказывали пессимистический прогноз развития ситуации — с 5% падением продаж, до 1,3 млн машин, а оптимистический – с ростом на 15%, до 1,6 млн за год, при этом отмечая, что российский рынок малопредсказуем. В конце года аналитики сменили пессимистичный тон на более обнадеживающий.
В 2010 году наиболее значительно вырос сегмент иномарок российской сборки: с января по ноябрь в России было реализовано 555 тысяч таких автомобилей.
Российские бренды увеличили продажи автомобилей на 44% (до 515 тысяч легковых машин) и на 62% по вырученным за них суммам, в первую очередь благодаря программе утилизации.
Годом ранее в России было продано 330 тысяч легковых автомобилей, собранных в России под иностранными брендами. Одновременно снизился импорт машин: если за 11 месяцев 2009 года из-за рубежа ввезено 585 000 новых авто, то в нынешнем году их количество равно иномаркам российской сборки.
Среди всех проданных в России в 2010 году машин 65% выпущено здесь же. При этом российские иномарки в 2010 году впервые обогнали отечественные бренды, получив 34% продаж против 31% у поддержанных утилизационной программой отечественных брендов.
Соответственно продажам увеличилось и производство: с января по октябрь выпуск легковых авто в России по сравнению с 2009 годом практически удвоился (+96%). При этом иномарок в России собрано на 112% больше, чем в прошлом году, а отечественных авто на 82%.
В 2009 году сегмент иномарок российской сборки наименее пострадал от кризиса. При этом примерно четверть реализованных тогда автомобилей были из запасов, ввезенных до его начала.
Как ожидают аналитики PwC, в 2009–2016 годах вклад России в рост мирового автопрома составит 6%. При этом наибольший рост ожидается в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. На Китай придется 28% вклада в рост мирового автопрома, 10% на Индию и 5% на Таиланд. Еще 15% от ожидаемого роста придется на долю США, 11% обеспечит Евросоюз, 5% Бразилия. По производству автомобилей страны с быстроразвивающимися рынками могут опередить развитые уже в 2011 году, и далее разрыв между ними будет нарастать, а «в среднесрочной перспективе» в России также может быть обеспечен достаточный объем производства машин для создания компонентных производств, считают в PwC.