Российское правительство направило в Госдуму проект федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс и отдельные законодательные акты» (№ 468534-5), которым определяются правовые основания создания дорожных фондов. Изменения предлагается внести в Бюджетный кодекс, в КоАП и ФЗ об автомобильных дорогах.
В Бюджетном кодексе отдельной статьей предлагается закрепить понятие Федерального дорожного фонда, который будет аккумулировать средства на проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, а также содержание федеральных трасс. Базовый объем бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда составит 254 млрд рублей.
Также каждый субъект федерации к 1 января 2012 года будет обязан создать собственный дорожный фонд, средства которого пойдут на обслуживание автомобильных дорог регионального значения, пояснили «Газете.Ru» в Минфине, который разрабатывал законопроект.
Кроме того, документ подразумевает, что деньги из дорожных фондов будут отчисляться и на строительство платных магистралей, уточнил «Газете.Ru» источник в правительстве.
Большая часть федерального и регионального дорожных фондов будет сформирована за счет увеличения ставок акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизтопливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей. В Минтрансе уточняют, что каждый рубль акциза будет разделен примерно поровну между федерацией и субъектами. В этом году уже были внесены изменения в Налоговый кодекс, согласно которым акцизы на нефтепродукты вырастут до 2013 года на три рубля за литр, по рублю ежегодно. За счет этого в 2011 году федеральный бюджет рассчитывают пополнить на 84 млрд рублей, в 2012 году на 87,9 млрд федеральный и на 90 млрд рублей региональные; в 2013 году на 140 млрд федеральный бюджет и на 144 млрд рублей региональные.
Помимо этого в Федеральный дорожный фонд пойдут средства, полученные от использования имущества, передачи в аренду земельных участков и присоединения объектов дорожного сервиса на федеральных трассах. Пополнится фонд и за счет сборов за проезд иностранных автомобилей по российским дорогам, а также добровольных пожертвований.
Вместе с тем с 1 января 2012 года законопроектом предлагается взимать плату с большегрузов, разрешенная максимальная масса которых выше 12 тонн.
В зависимости от массы грузовика его владелец должен будет платить в федеральный бюджет от 4206 до 13736 рублей ежегодно. За счет этого власти планируют собрать 3 млрд рублей в 2012 году и 10 млрд в 2013-м. За неуплату предлагается ввести штраф для водителей в 5 тысяч рублей и лишение прав на месяц за повторное нарушение, а для должностных и юридических лиц штраф от 40 тысяч рублей, за повторное нарушение 50 тысяч рублей.
По прогнозам Минтранса, объем федерального дорожного фонда в 2011 году, составит 377 млрд рублей, в 2012 году его объем будет 348 млрд рублей, а в 2013-м – 408 млрд рублей. Для сравнения в 2010 году на строительство дорог в бюджете было заложено 274 млрд рублей.
Региональные фонды будут пополняться в том числе за счет сборов транспортного налога. Базовые ставки были снижены вдвое, но за счет сохранения права за регионами увеличивать ставку налога в десять раз де-факто он остался на прежнем уровне.
В Минтрансе «Газете.Ru» добавили, что в региональный бюджетный фонд будет также отчисляться налог на прибыль организаций в части, подлежащей зачислению в доход бюджета субъекта федерации, по нормативу 8,3 процента.
Всего, по прогнозам Минтранса, региональные целевые бюджетные дорожные фонды могут быть сформированы в 2011 году в сумме 370 млрд рублей, 2012 году до 455 млрд рублей и в 2013году до 526 млрд рублей. Устанавливать порядок формирования дорожных фондов на федеральном уровне будет кабинет министров, а на региональном уровне – высшие исполнительные органы власти субъектов.
Институт дорожных фондов уже существовал в России, однако был упразднен в 2001 году, потому что «средства фонда неправильно использовались и его руководителей обвинили в коррупции», — сообщили в Минтрансе. В фонд поступали средства от налогов на топливо, смазочные материалы, а также транспортный налог. Деньги должны были использоваться на ремонт и содержание федеральных автодорог, а также на строительство новых трасс и закупку техники.
В 2001 году Счетная палата провела проверки формирования и использования средств Федерального дорожного фонда за 2000-й год. В ходе проверки были выявлены многочисленные факты нецелевого расходования средств и нарушения при заключении контрактов.
Например, в 2000-м году Российское дорожное агентство не оплатило продукцию, поставленную дорожным организациям по программе централизованных закупок, на сумму 374,9 млн рублей. Задолженность по платежам из средств дорожного фонда не была отражена в бухгалтерии за 2000-й год.
Председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Юрий Васильев отозвался о законопроекте с оптимизмом: «Сразу же после новогодних каникул, 9 января, в начале весенней сессии наш комитет начнет готовить его к первому чтению. Думаю, что в начале 2011 года закон заработает».
Представители отрасли считают, что воссоздание института дорожных фондов назрело уже давно. «Воссоздать нужно, потому что без них в России развивать дорожную сеть не получается, - считает президент ассоциации дорожных научно-исследовательских организаций РОДОС Олег Скворцов. - С момента ликвидации дорожных фондов финансирование в России этой сферы сократилось с 2,8% от ВВП до 0,8%. Цифра аномальная. Поэтому если не получается нормально планировать деньги, то лучше закрепить законом. Подобные институты есть в ряде развитых стран».