Ространснадзор Челябинской области завершил проверку индивидуального предпринимателя, чей автобус перевернулся на трассе 25 ноября. В ходе проверки комиссия ведомства установила следующее: «требования транспортного законодательства не выполняются, а лицензионные требования и условия грубо нарушены».
Так, с пятью водителями, выполнявшими перевозки пассажиров, в том числе и с виновником аварии Владимиром Сухановым, не были заключены трудовые договоры. На междугородние маршруты перевозчик пускал водителей, не имеющих непрерывного стажа работы в качестве водителя автобуса в течение трех последних лет (это также является нарушением транспортного законодательства).
Предрейсовый медосмотр водителей вообще не проводился. Как и плановое медицинское освидетельствование.
Помимо этого на автобусах предпринимателя Брусницына не использовались установленные на них тахографы. Режим труда и отдыха водителей нарушался также систематически. Контроль технического состояния автобусов проводился «на глаз», что, как отмечают в Ространснадзоре, вообще невозможно.
Наконец, автобус Higer, на котором было совершено ДТП, был выпущен на линию с неисправностью, при которой запрещена эксплуатация транспортных средств.
«Остаточная высота рисунка протектора передних колес автобуса составляла менее 2 мм. Наличие неисправности подтверждается Протоколом осмотра места происшествия, составленном следователем ОВД по Еткульскому муниципальному району О. О. Ярославцевой, и Протоколом осмотра транспортного средства, составленном на месте ДТП инспектором по ИАЗ ГИБДД ОВД по Еткульскому району В. И. Кривошейниковым», — отмечено в заключении экспертов.
Материалы проверки переданы в Арбитражный суд Челябинской области для принятия решения об отзыве у предпринимателя лицензии.
Впрочем, как рассказали «Газете.Ru» в областном Ространснадзоре, этот случай сегодня не исключение, а правило: нарушает закон сейчас почти 90% частных перевозчиков.
Так, если в 2005 году лишь у 52% перевозчиков области проверки констатировали нарушения, то по итогам 10 месяцев нынешнего года они выявлены уже у 87% частников.
И если пять лет назад на каждого нарушителя в среднем обнаруживалось четыре нарушения, то сейчас свыше 10. При этом попытки Ространснадзора контролировать частных перевозчиков ограничены. «Плановые проверки мы, согласно Федеральному закону № 294, можем проводить раз в три года. Внеплановые – лишь в том случае, если произошла автокатастрофа с пострадавшими или если другими органами выявлены нарушения, угрожающие жизни и здоровью людей, — пояснил источник в ведомстве. – Итог — предприниматели, у которых выявлены нарушения, к дате контрольной проверки их быстро исправляют, а затем совершенно спокойно возвращаются к обычному режиму «экономии на безопасности».
По приблизительным подсчетам, несоблюдение требований трудового законодательства и технических норм уменьшает затраты частных перевозчиков более чем на 50%.
«Себестоимость легальной перевозки одного пассажира в области составляет порядка 20 рублей, – отмечают в ведомстве. – При этом частные маршрутки перевозят их за 10 рублей и явно имеют прибыль. За счет чего это происходит, вполне понятно: водители на «минималке» или вообще без трудовых договоров работают на износ, пока не валятся с ног; медосмотры не проводятся, техническая диагностика «на глазок» и так далее». По данным собеседника, аварийность у частных перевозчиков в разы выше, чем у муниципальных: это вызвано в первую очередь тем, что они игнорируют требования по найму квалифицированных водителей.
Водителю, совершившему аварию с убитыми, грозит тюремный срок по статье «нарушение правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее смерть двух и более человек». Что касается хозяина маршрута, то, по действующему законодательству, нарушение лицензионных требований в области организации пассажирских перевозок карается лишением лицензии и/или штрафом до 4 тысяч рублей. Таким образом, лишенный лицензии предприниматель может перерегистрировать свои автобусы на любое подставное лицо, набрать новых нелегалов — и работать как прежде.
Пострадавшие в аварии имеют право подать на перевозчика иск в суд с требованием возместить причиненный им ущерб в гражданском порядке.