ГИБДД официально сообщила о вступлении в силу постановления правительства, отменяющего норму, которая обязывала водителей предъявлять медсправку при прохождении техосмотра. «Документ исключает обязанность собственника или его представителя представлять в Госавтоинспекцию медицинскую справку установленной формы при проведении государственного технического осмотра транспортного средства», — пояснил заместитель начальника ГИБДД Владимир Кузин.
В Министерстве здравоохранения и социального развития «Газете.Ru» заявили, что водителям все равно придется проходить медицинскую комиссию раз в три года, как и раньше.
Отмена нормы по предъявлению медсправки на пунктах техосмотра не означает, что документ теперь вовсе не понадобится.
Так, отчитываться о состоянии своего здоровья придется при сдаче квалификационных экзаменов на право управления автомобилем, при замене водительского удостоверения и при возврате водительского удостоверения после лишения права управления, сказал «Газете.Ru» Кузин.
Эксперты предполагают, что власти могут обязать водителей иметь медсправку при себе постоянно наравне с остальными необходимыми сейчас документами при управлении автомобилем. «За это ратовал Минздрав: чтобы водители постоянно предъявляли справку инспекторам на дороге», — сообщил «Газете.Ru» президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин.
Впрочем, в ГИБДД и Минздравсоцразвития «Газету.Ru» заверили, что вводить эту норму пока не собираются.
Кроме того, месяц назад министерство также утвердило новый единый образец медицинской справки для водителей.
Из обычной бумажки медсправка превратилась в подконтрольный документ строгой отчетности: все бланки теперь защищены от подделок, уверяют чиновники, а их выдача медицинскими учреждениями регистрируется в особых журналах. Врачи же теперь несут ответственность за здоровье проверенных ими водителей. Правда не уточняется, какую именно.
Правозащитники подчеркивают, что, несмотря на изменение бланков, прохождение водителями осмотра у врачей в России давно превратилось в формальность. Пройти медкомиссию можно в районных или частных медучреждениях, которые имеют лицензию на проведение этих процедур.
«Можно придумывать новые формы бланков и составы медкомиссий, но врачи остаются те же, и они хотят делать деньги,
— рассуждает Травин. — И у водителя те же потребности. И если у него нет возможности пройти официально медкомиссию, значит он пройдет нелегально. Пока остается спрос на нелегальные справки, останутся и предложения».
Эксперт предлагает российским чиновникам обратить внимание на опыт западных стран, где медсправок для автомобилистов нет вовсе, а ответственность за состояние здоровья лежит не на враче, который проводил осмотр, а на самом водителе. «В той же Англии водителя не заставляют проходить комиссию, а просят его честно указать, есть ли у него заболевания, препятствующие безопасному управлению. Если он солгал, то потом будет отвечать и за ложь, и за ДТП, которые совершил», — заключил Виктор Травин.