Выступая на конференции «Конкуренция в России», Сергей Собянин дал впечатляющую оценку объема нелегальных пассажирских перевозок в Москве. «Как услуга, казалось бы, все прекрасно: все ездят, никаких проблем нет, конкурентный рынок, если не считать того, что 70% услуг общественного транспорта оказываются нелегально», — заявил градоначальник.
Мэр пояснил: «Услуги оказываются гражданами, которые работают без разрешения, не зарегистрированы, не уплачивают налоги, то есть это тоже влияет на то, что нормальное, цивилизованное развитие общественного транспорта становится ущербным. Мы не получаем качественных услуг, мы не получаем налоги в городской бюджет, не имеем возможности развивать транспортную инфраструктуру, и в целом это приводит к большим издержкам в транспортной логистике».
Бывший глава департамента транспорта и связи столицы Василий Кичеджи давал более скромную оценку объема нелегального извоза: по его словам, «в Москве до 30% коммерческих перевозчиков работают нелегально».
Время от времени московская ГИБДД проводит спецрейды по выявлению незаконных перевозчиков: так, в июле этого года в ходе одного из спецрейдов, длившегося три дня, было выявлено 180 нарушителей.
В свою очередь, по данным Московского транспортного союза, только нелегальные таксисты в Москве за год зарабатывают около $1 млрд. Как сообщил «Газете.Ru» исполнительный директор союза Юрий Свешников, всего в городе работают порядка 40 тысяч нелегальных таксистов, порядка 450—500 нелегальных автобусов и не поддающееся учету количество междугородних незарегистрированных рейсов. «Можно приблизительно говорить о 3,5—3,8 тыс. автобусов, ежедневно прибывающих в столицу, из которых около трех тысяч «псевдозаказные», без всякого расписания привозящие иногородних в столицу, — отмечает эксперт. — Кроме того, годами существуют нелегальные маршруты — например, 40-й автобусный маршрут от Киевского вокзала до улицы Ивана Франко или 777-й из Алтуфьево до Речного вокзала. Физически они есть, все о них знают, а юридически их не существует».
По словам директора транспортного союза столицы, если учесть все варианты нелегальных и полулегальных пассажирских перевозок, то цифра, названная Собяниным, выглядит вполне объективно.
Со своей стороны, московские транспортники неоднократно пытались сподвигнуть городские структуры к борьбе с нелегальным извозом: «Например, до конца 2008 года за нелегальный извоз штраф был мизерный — 100 рублей. Мы добились внесения изменений в административный кодекс Москвы. Теперь за нелегальный извоз там прописан штраф до 100 тысяч рублей (для юридических лиц), — говорит Свешников. — Однако реальной борьбе с ними что-то постоянно мешает. Например, мы обращались к руководителю ГИБДД Москвы Сергею Казанцеву с просьбой разобраться с конкретным нелегальным автобусным маршрутом и получили ответ: «Такой маршрут не выявлен». Свешников сетует на отсутствие системной работы по нелегалам и со стороны департамента транспорта и связи: «Кроме ДТиС и милиции, никто не вправе контролировать и пресекать действия нелегалов. Так прописано в законе. Однако вместо системной борьбы мы видим какие-то наскоки, внезапные рейды».
Что касается «бомбил», отмечает эксперт, то нелегальная перевозка в обычном незарегистрированном такси, осуществляемая физическим лицом, сегодня по закону вообще никак не наказывается. Поэтому некоторые особо ушлые маршрутчики просто удаляют из своих «Газелей» лишние сиденья, оставляя 8 мест.
Это позволяет им юридически ездить уже не как автобусы, а как легковые такси.
Таким образом, необходимо внесение изменений в КоАП на городском и на федеральном уровне. Надо внести в кодекс положение, которое серьезно наказывало бы и физических лиц — штрафом не менее 10 тысяч рублей (т. е. существенно выше, чем дневной заработок такого нелегала). Кроме того, необходимо четко определить структуры, которые следили бы за соблюдением законодательства в этой сфере и проверяли бы его исполнение регулярно, а не наскоками. До сих пор инициативы в этой сфере не доходили до законодательной реализации. «Мы надеемся, что политическая воля нового мэра сделает то, чего не смогли или не захотели сделать предшественники нынешнего московского руководства. Наш союз, со своей стороны, готов всемерно помогать», — заключает Юрий Свешников.