Альянс Renault-Nissan может вдвое увеличить свою долю акций компании «АвтоВАЗ» — до 50%. Такое предложение главе альянса Карлосу Гону сделал Владимир Путин на встрече акционеров российского автогиганта. «В том числе мы приветствуем возможное, если мы договоримся об этом, расширение вашего участия в капитале компании», — сказал Путин на встрече. «Для Renault-Nissan это абсолютно логично, и мы понимаем это предложение. Мы с удовольствием рассмотрим эту возможность», — прокомментировал Карлос Гон. При этом он пояснил, что это было одним из условий в момент прихода Renault-Nissan на «АвтоВАЗ», уточняет Reuters.
«Нам кажется вполне логичным развитие нашего партнерства. Когда мы приобретали 25% плюс одну акцию — это было одним из условий нашего приобретения», — заявил глава Renault-Nissan журналистам. Механизм увеличения капитала и его сроки пока не названы.
К 2014 году Renault-Nissan-«АвтоВАЗ» рассчитывает занимать четверть российского авторынка, нарастив объем продаж до 1,6 млн машин в год.
При этом объем российского рынка должен составить 4 млн автомобилей, прогнозирует Гон. За три квартала 2010 года в России продано 1,32 млн легковых автомобилей. По итогам года эксперты прогнозируют объемы рынка на уровне 1,7 млн машин.
Путин, в свою очередь, отметил увеличение капитализации «АвтоВАЗа» и восстановление его производства. Если в прошлом году капитализация компании была $670 млн, то сейчас это уже $1 млрд 700 млн. «Успешно развивается и восстанавливается «АвтоВАЗ», где вам принадлежат 25%, и вообще мне приятно отметить, что «Рено-Ниссан» вложило в российский автопром свыше двух миллиардов долларов. На «АвтоВАЗе» тоже сейчас дела идут все лучше, этому способствуют наши с вами совместные усилия, правительство России, как вы знаете, вложило в «АвтоВАЗ» приличные деньги, 75 миллиардов рублей», — сказал премьер.
Гон, в свою очередь, сообщил премьеру, что платформу автомобиля Lada Kalina планируется использовать для производства автомобилей Renault и Nissan. Ранее о такой возможности в интервью «Газете.Ru» сообщил президент «АвтоВАЗа» Игорь Комаров.
В настоящее время «АвтоВАЗ» находится в процессе допэмиссии акций. Сейчас акционерный капитал автозавода составляет 9,25 млрд руб. У Renault и «Тройки Диалог» по 25% акций «АвтоВАЗа». Еще 25% плюс одна акция у госкорпорации «Ростехнологии». Ранее сообщалось, что завод находится в процессе размещения допэмиссии акций. Предполагалось, что на первом этапе эмиссии Renault сделает взнос технологиями на 4,368 млрд рублей (сохранив свои 25%), «Ростехнологии» получат акции в счет долга «АвтоВАЗа» перед ними на сумму 12,666 млрд рублей (увеличив свою долю до 29,4%). Доля же «Тройки Диалог» размоется после первого этапа до 20,53%.
О готовности продать 4% акций «АвтоВАЗа» компании Nissan на прошлой неделе заявил глава госкорпорации «Ростехнологии» Сергей Чемезов. «Я считаю, что «Ростехнологиям» нет смысла держать более 25%». «Если они (Renault-Nissan) выскажут такое намерение, то мы его поддержим», — заявил он после совещания у Путина. Также он рассказал, что «Ростехнологии» до конца следующей недели рассчитывают избавить завод от ряда непрофильных активов. По его словам, на это будет направлена большая часть из последнего транша государственной помощи заводу, составляющего 10 млрд рублей. Впрочем, «Ростехнологии» рассматривают также перечисление «АвтоВАЗу» этих средств через допэмиссию акций, уточняет ИТАР-ТАСС.
На самом заводе сдержанно комментируют переговоры акционеров.
«Один из приоритетов нового менеджмента «АвтоВАЗа» — сделать предприятие инвестиционно привлекательным. Планируемое увеличение доли альянса Renault-Nissan, подтвержденное в виде намерений, показывает, что мы с этой задачей справляемся», — сказал «Газете.Ru» директор по внешним связям «АвтоВАЗа» Игорь Буренков. По его словам, на сегодняшний день никаких принципиальных дополнительных изменений в производственных планах завод не ожидает: работа ведется в рамках программы развития до 2020 года, в разработке которой принимали участие также акционеры «АвтоВАЗа», в том числе альянс Renault-Nissan.
По мнению исполнительного директора «Автостата» Сергея Удалова, в случае получения пакета в 50%, акций Renault-Nissan начнет существенно влиять политику завода. «Они смогут контролировать предприятие. Сейчас они делают далеко не все, что хотели бы сделать, — сказал он «Газете.Ru». — В России также существует сегмент очень бюджетных автомобилей, и с помощью «АвтоВАЗа» им удастся иметь большую долю на нашем рынке».
В тоже время «АвтоВАЗ» благодаря слиянию с зарубежной компанией сможет стать частью мирового автопрома, поясняет Удалов. «Это позволит заводу нормально развиваться, — считает он. — Самостоятельно сегодня «АвтоВАЗ» не сможет войти в мировой автопром». Аналитик резюмирует, что основная стратегия Renault-Nissan будет направлена на минимизацию издержек при выпуске максимально возможного количества автомобилей на как можно меньшим количестве платформ.
Зам главного редактора издания «За рулем» Игорь Моржаретто напоминает, что концерн Renault, приобретая 25% плюс одну акцию завода, рассчитывал на реальную возможность влиять на политику и тактику завода. «Но, как выяснилось, реальных рычагов при таком пакете очень мало, — рассуждает эксперт в интервью «Газете.Ru». —
Однако в условиях кризиса это оказалось даже выгодно, потому что государство активно вкладывало деньги в «АвтоВАЗ».
Теперь экономическая ситуация выравниваться, тот же «АвтоВАЗ» начинает выживать и продаст машин, скорее всего, как до кризиса. В этой ситуации концерн Renault-Nissan хотел бы иметь больше возможностей для маневров и реально влиять на ситуацию на заводе, чего сейчас нет».
Журналист отмечает, что сейчас фактически заводом управляет глава «Ростехнологий» Сергей Чемезов. «Как председатель совета директоров, он принимает все решения и продавливает их, потому что в совете директоров большинство от «Ростехнологий», — рассуждает Моржаретто. — Теперь, если у французов будет более 50% акций, они будут принимать решения. С другой стороны Россия, оставляя 50% акций, берет на себя решение социальных проблем, что этот завод французы не превратят в сборочную площадку и не сократят работников до 5 тысяч. В такой ситуации пойдет разделение: французы берут на себя стратегические задачи, а социальные оставляет себе российская сторона».
Заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин считает, что продажа иностранному инвестору в лице Renault-Nissan — единственный жизнеспособный путь дальнейшего развития «АвтоВАЗа».
При этом социальные вопросы могут стать одним из условий договоренностей между правительством и альянсом. «Был испробован механизм, когда «АвтоВАЗ» перешел под контроль государства. Но начался кризис — выявились уязвимые места, и государство должно было оказать «АвтоВАЗу» большую и разнообразную поддержку — и деньгами, и таможенными пошлинами на иномарки», — говорит Макаркин.
«Сейчас какие есть модели? Можно продать российскому инвестору — вопрос, кто возьмёт. Желающих не видно. Даже Прохоров, например, свой автомобильный проект стал делать самостоятельно. Можно закрыть — но тогда проблема легкового автопрома для нас будет закрыта и Россия не будет участником этого рынка. Остается третий вариант — продать иностранцам», — рассуждает эксперт.
Что касается долга завода, то частично его продолжат конвертировать в акции, однако часть все равно придется выплачивать акционерам.