Мэр Москвы Сергей Собянин провел очередное совещание, посвященное стратегии развития дорожной ситуации в городе. По мнению градоначальника, для решительной борьбы с рекордными по мировым масштабам пробками нужно не строительством новых дорог, а возведение дополнительных парковочных комплексов, а также развитие общественного транспорта.
«Вот посмотрите, что делается в центре города, — возмущается Собянин. — Машины возле бордюров стоят практически везде в два ряда. При этом мы начинаем строить новые улицы. А что толку-то их строить, если мы на старых улицах не можем навести порядок? Бессмыслица полная».
Поэтому мэр заявил, что в первую очередь деньги и ресурсы необходимо направить на то, чтобы создать «нормальные условия для людей, чтобы они могли парковаться». Парковки, общественный транспорт и лишь затем начало дорожного строительства.
Он также признает, что строительство отдельных паркингов ситуацию не изменит, и собирается подходить к этому вопросу комплексно. «Вы сейчас построите паркинг на 1000 мест, а у нас в этом году парк прирастится еще на 300 тысяч машин, а из них в город приезжают 10 тысяч машин», — подчеркнул мэр. Впрочем, автостоянок все равно построят много и сделают их платными.
По данным главы департамента транспорта и связи Москвы Василия Кичеджи, на 2010 год в столице насчитывается только 250 тысяч оборудованных парковочных мест, в то время как нуждаются в машиноместах более 1,2 млн автомобилей.
Накануне вечером мэр инспектировал дорожную ситуацию в городе. С крыши 14-этажного здания в час пик он осмотрел один из самых напряженных транспортных участков Москвы — площадь Тверской Заставы, где заморожено строительство тоннеля с подземным паркингом, которое велось на деньги обанкротившегося инвестора. В четверг после совещания стало известно, что паркинг на площади на 1410 мест будет достроен в ближайшее время.
Кроме того, в среду Собянин попытался проехать по Садовому и Бульварному кольцам. Причем, по сообщению пресс-службы мэра, чиновник стоял в пробке вместе со всеми, не пользуясь привилегией специально, чтобы оценить масштабы проблемы города.
«Но это комплекс задач: а) парковки, б) общественный транспорт и в) уже потом дорожное строительство», — цитирует Собянина «Интерфакс». Решать проблему пробок столичные власти планируют совместно с Московской областью.
Власти еще не решили, уйдут ли парковки под землю или их сделают многоэтажными. Однако пространства для строительства новых парковок в Москве может уже не хватить.
В то же время президент ассоциации дорожных научно-исследовательских организаций РОДОС Олег Скворцов предупреждает, что далеко не всегда возможно построить парковку под уже существующим зданием.
По словам замглавы комитета по страхованию и финансовым рискам Национального объединения проектировщиков Кирилла Шалина, в умеренном климатическом поясе, куда входит Москва, каждое подземное строение нуждается в гидроизоляции плюс еще промерзает.
«Поэтому экономически невыгодно строить в России подземные гаражи, и любой рачительный инвестор приложит все усилия, чтобы избежать этого», — говорит он.
По словам Олега Скворцова, прежние столичные власти нарушали ими же прописанные нормативы, согласно которым каждый инвестор, строящий здание, должен был уходить на несколько этажей вверх или вниз для строительства парковки.
В сентябре этого года глава ГИБДД Виктор Кирьянов в интервью «Газете.Ru» отмечал, что в Москве просто «не хотят строить парковки». «Инвесторам, наверное, не интересно в это вкладывать — они предпочитают строить жилье, а парковку не делают», — указывал он. Олег Скворцов, в свою очередь, подсчитал, что «если в столице убрать все припаркованные днем автомобили, то пробок больше не будет».
Научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин отмечает, что строительство парковочных мест в борьбе с пробками — не самая приоритетная мера. «Первый вопрос — это упорядочение существующего парковочного пространства, — уверен он. — Каждый пятачок должен быть расписан. Если есть паркинг, то там парковка возможна только по месячным билетам. Если у тебя билета нет, то в центр вообще не ездишь».
Эксперт настаивает, что если парковка будет бесплатной, то машиномест в Москве никогда не хватит.
Вероятно, парковка будет недешевой. Сейчас в Москве в некоторых деловых центрах уже есть платные машиноместа, стоимость которых доходит до $25 в сутки. Самые дорогие парковки в мире в Голландии. Там за сутки автовладельцу приходится отдавать более $70, в Лондоне и в Вене — около $60, в Нью-Йорке — более $40.
Впрочем, строить новые дороги все равно придется. Директор Научно-исследовательского и проектного института генплана Москвы Сергей Ткаченко рассказал, что протяженность столичной дорожной сети составляет сейчас 1318 км. Согласно генплану, до 2025 года она будет увеличена до 1400 км, передает ИТАР-ТАСС.
По подсчетам проектировщика, в Москве необходимо как минимум удвоить протяженность дорог — до 2,5 тыс. км. В противном случае Москву ждет транспортный коллапс.