Глава Fiat Серджио Маркионне в эфире итальянского телевидения раскритиковал производительность труда на заводах компании в Италии. По его словам, предприятия, работающие на родине марки, неэффективны и неконкурентоспособны, а концерн мог бы работать лучше без убыточных производств, передает Reuters. «Ни один евро из запланированных 2 млрд евро прибыли не поступает из Италии, — признался глава компании, выступая в программе «Che tempo che fa» на итальянском телевидении. – Fiat может сделать больше, исключив Италию из его результатов. Мы не можем продолжать постоянно убыточную деятельность».
Сейчас производительность труда на заводах Fiat в Италии, выпускающих легковые автомобили под марками Fiat, Lancia и Alfa Romeo, примерно в 4 раза ниже, чем на сборочных предприятиях в Польше, пишет газета La Reppublica. Пять итальянских заводов Fiat выпускают 650 тысяч автомобилей в год силами 22 080 сотрудников – в среднем по 29,4 автомобиля в год на человека.
В то же время на долю рабочего завода в Польше, где производятся, в частности, Fiat 500 и Panda, приходится 100 машин, а бразильские заводы компании выпускают в среднем 77,6 автомобилей в год на человека, что вдвое больше производительности итальянских заводов. Частично это может объясняться тем, что в Польше выпускаются более компактные и массовые модели, отмечает издание.
Тем не менее закрывать все итальянские производства автопроизводитель, занимающий шестую позицию на европейском рынке, пока не планирует – по словам главы компании, Fiat может вложить в развитие заводов и разработку автомобилей 20 млрд евро до 2014 года, если итальянские профсоюзы станут более гибкими – согласятся не допускать забастовок и будут двигаться к переменам, пишет Bloomberg.
Ранее Fiat объявил о закрытии одного из своих заводов – предприятия в Термини (Сицилия) — в связи с тем, что производство автомобиля там обходится в среднем на 1200 евро дороже, чем на других итальянских заводах. В январе 2010 года рабочие Fiat провели забастовку, протестуя против этого решения.
При этом руководство компании заручилось поддержкой большинства работников другого завода, близ Неаполя, относительно изменения условий трудового договора. В случае если руководству и профсоюзам удастся окончательно договориться, там может начаться выпуск автомобилей Fiat Panda.
Руководство Fiat планирует прекратить производство автомобилей на сицилийском заводе в 2011 году. В середине октября появилась информация, что завод может быть продан Toyota, однако сама японская корпорация, а также агентство по привлечению инвестиций Invitalia, которое пытается найти покупателей для убыточного предприятия, поспешили опровергнуть разговоры об интересе японцев к итальянскому заводу.
«На сегодняшний день наши офисы не получили никакого проявления интереса со стороны группы Toyota», — цитирует Reuters заявление Invitalia. Пресс-секретарь Toyota тогда же сообщил, что компания не нуждается в расширении своего производственного потенциала в Европе.
Представители итальянских профсоюзов восприняли всерьез слова руководителя Fiat. Как заявил агентству Associated Press представитель крупнейшего итальянского профсоюза CGIL Гильельмо Эпифани, «Маркионне очень скептически относится к будущему Fiat в Италии» и «правда, что Маркионне хочет покинуть Италию».
Продажи легковых автомобилей Fiat в Европе по итогам девяти месяцев снизились на 14,8% по сравнению с аналогичным периодом 2009 года. Большее падение среди лидеров европейского авторынка продемонстрировали лишь японские компании – в частности, Toyota и Honda. За 9 месяцев Fiat продал в Европе 808 934 легковых автомобиля, из них 648 тысяч Fiat, чуть более 79 тысяч Lancia и почти 77 тысяч Alfa Romeo. В целом итальянский авторынок, где автомобили Fiat пользуются традиционным спросом, также переживает спад – на 4,4% за 9 месяцев и на 18,9% в сентябре.
Тем не менее во втором и третьем кварталах 2010 года Fiat продемонстрировал прибыль – в основном за счет роста продаж коммерческого транспорта и сельхозтехники. В группу Fiat входят легковые автомобильные марки Fiat, Alfa Romeo, Lancia, а также производитель спорткаров Ferrari. Также концерн выпускает грузовики под маркой Iveco и сельхозтехнику Case New Holland (CNH).
Как сообщает Associated Press, выручка Fiat по итогам третьего квартала выросла на 12%, до 13,5 млрд евро. Рост доходов подразделения CNH, производящего сельхозтехнику, составил 32% (до 3 млрд евро), грузового подразделения Iveco – на 15%, до 2 млрд евро. При этом Fiat объявил о выделении этих подразделений в самостоятельные компании. Получив в 2009 году контроль над американским Chrysler, Fiat объявил о планах стать глобальным автопроизводителем и к 2013 году полностью обновить модельный ряд.