В начале двухтысячных это было смело. Вот так взять и сбить с ног объявлением, что у купе теперь может быть 4 двери. Каждый слив шпионских фото притягивал внимание автоманьяков не меньше, чем порнографические картинки. Все искали первичные признаки купе в задрапированных черными тряпками изогнутых линях новой машины. Средняя стойка не просматривается, крыша покатая, силуэт стремительный – о'кей. Но двери-то четыре! На автосалоне во Франкфурте 2003 года было представлено сразу три концепта с этим типом кузова, но только Mercedes спустя год поступил в продажу. В 2004-м он собрал кассу за счет своей эпатажности, новизны и свежести идеи.
Он, как молодой артист, получивший Грэмми за первую же пластинку. Прославился, сделал пару мировых турне, купил дом на берегу океана и уже слез с наркотиков.
Вопрос в том, сможет ли он выступить так же удачно с новым альбомом, когда у него появилось целая толпа не менее популярных подражателей. Конкуренты обложили со всех сторон: Volkswagen выпустил дизайнерскую версию своего «Пассата», играющего в меньшем классе D, BMW, наоборот, построила GT на базе флагманской «семерки», а Audi представила в A7 платформу будущего поколения прямого соперника Е-klasse — Audi A6.
Сегодня дизайн первого CLS конечно сильно устарел. Мордочка с кулачок, съежившаяся к бамперу, тучные бочка, завышенная линия талии, тяжеловатый задик. Так уже никто не носит.
На автосалоне в Детройте в начале года угадать черты нового CLS можно было в скульптуре машины, будто спрятанной под гипсовой простыней. Мощная решетка радиатора, энергичные ребра на боках, выступающие бедра задних крыльев – прокаченные, как у молодого Шварценеггера.
В салоне, как всегда сдержанно: по-деловому, но со вкусом, как в дизайнерском офисе.
Большой монитор мультимедийной системы поднят «на подоконник», под лобовое стекло. Кнопки управления кучно собраны на центральной консоли, циферблаты приборов – стальные, как у E-klasse, расположены в симметричных колодцах. Но чувства холодного официоза — приветливого, но формального, как в пустом еще номере отеля – убранном и со вкусом обставленном, удается избежать.
Но главная прелесть машины не в анатомичности кузова, достойной скульптуры Давида работы Микеланджело. И не в качестве кожи сидений, которые можно гладить просто ради удовольствия. В этот раз главная фишка CLS в его технологичности. В сравнительно небольшой автомобиль, построенный на базе E-klasse, инженеры запихнули чуть ли не все инновации из своего президентского S-klasse.
Под капотом у него новые экологичные моторы. В модификации BlueEffenciency они оборудованы системой start-stop, которая глушит двигатель остановившейся машины, причем делает это довольно деликатно. Инженеры поработали и над непосредственным впрыском, что также дает экономию топлива, а также облегчили машину за счет использования алюминиевых элементов кузова. Все это дало экономию топлива на 25% по сравнению с предыдущей линейкой.
Впрочем, выбрав спортивные настройки, можно с легкостью наплевать на Greenpeace и раскрутить новый 408-сильный мотор CLS-500 4-matic так, что он начнет жрать топливо с юношеским аппетитом и с молодцеватым азартом резать траекторию поворотов.
Раньше эта модификация оборудовалась атмосферным V8 объёмом 5,5 литра, а теперь его место заняла «восьмёрка» объёмом 4,6 литра, при этом оснащённая двумя турбинами. С ними автомобиль стал мощнее (408 л.с. против 388 ранее) и тяговитее (600 Нм против 530). К сожалению, на узких горных дорожках Тосканы войти в раж не очень-то получается. Ограничение скорости по знакам здесь 30-50 км/ч, дорожка узенькая, со слепыми поворотами и плотным будничным трафиком. С таким большим мотором, да еще на дизайнерских дисках с низкопрофильной резиной, здесь делать просто нечего.
Куда лучше плюхнуться в машину с дизельком, и мирно урча мотором, выписывать повороты мягко и вдумчиво, словно буквы в тетради по чистописанию. CLS 350 CDI BlueEffenciency выдает 265 лошадиных сил, и этого вполне достаточно для комфортной размеренной поездки. Кстати, впервые на новом CLS появится и четырёхцилиндровый двигатель. Его получит модификация CLS 250 CDI. Развивает он 204 л.с. и 500 Нм крутящего момента. Следующая ступень – моторы V6. Бензиновый выдаёт 306 л.с. и 370 Нм, позволяя CLS 350 CGI набирать «сотню» за 6,1 секунды и достигать 250 км/ч, а тяговитый дизельный – 265 л.с. и 620 Нм крутящего момента.
Все CLS оснащаются 7-ступенчатым «автоматом» 7G-TRONIC. Коробку, кстати, тоже модернизировали. Кроме того, переход на другое масло позволил увеличить интервал его смены с 50 тысяч до 125 тысяч километров.
В компании Mercedes давно решили заткнуть за пояс Volvo с ее прицелом на безопасность своей продукции. В то время как люксовый сегмент пестрит предложениями с целым букетом развлекательных и вспомогательных функций, интеллектуальными бортовыми компьютерами, высокотехнологичными музыкальными установками и высоким уровнем комфорта, убедить, по мнению мерседесовцев, искушенного покупателя можно только сыграв на его страхах. Именно поэтому в компании разрабатывают все новые способы предотвращения аварий.
Так CLS последнего поколения оснащается новым светодиодным головным светом. Кроме того, что такая фара светит дневным светом, она еще и заглядывает за угол вслед за сигналом поворота.
Автомобиль «видит» встречную машину, автоматически выключая дальний и опуская луч света ниже. В задних фонарях также используются светодиоды, что делает автомобиль более заметным.
Как и на S-klasse последнего поколения, на CLS начали устанавливать электронику, контролирующую положение машины на дороге. Она сканирует дорожную разметку и не дает водителю «сваливаться» с полосы. Если автомобиль начинает перестраиваться без включения поворотников, она сначала дает вибрацию на руль, чтобы привлечь внимание водителя, а потом сама возвращает машину на место.
Причем, если раньше эта система работала в паре с рулевым управлением, то теперь она отворачивает, притормаживая колеса с одной стороны. Инженеры объясняют смену подхода тем, что ранее, почувствовав произвольное движение руля, водители пугались и дергали его в обратную сторону.
Камеры и датчики отслеживают движение в мертвых зонах и выводят предупредительные сигналы как на индикаторы в поворотниках так и на экранчик бортового компьютера. Также высвечиваются данные о дорожных знаках, которые сканирует камера. Кроме того, с ее помощью машина может сама запарковаться у обочины. Нужно лишь подъехать к подходящему «окошку», нажать на кнопку и отпустить педали и руль.
Машина готова вмешаться и в случае возникновения неожиданного препятствия. Для этого служит технология Pre-safe и «активные» тормоза.
Радар сканирует пространство впереди автомобиля и при возникновении препятствия информирует водителя. Если реакции не следует, за 1,6 секунды система автоматически задействует тормозную систему на 40% её эффективности, а за 0,6 секунды до неизбежного столкновения тормозит «в пол», минимизируя последствия удара.
К сожалению, испытаний камер и датчиков сложной московской зимой мерседесовцы не проводили. Но можно с сожалением предсказать, что в условиях нашей погоды, грязной и липкой, все они будут заляпаны и откажутся помогать водителю. Однако эти претензии лучше предъявлять новому мэру.
Европейские продажи нового Mercedes CLS стартуют уже в январе. Известны и цены. В Германии CLS 250 CDI стоит от 59 857 евро, CLS 350 CDI оценивается минимум в 63 427 евро. Бензиновый «350-й» чуть дороже – от 64 617 евро. Самый мощный CLS 500 появится в продаже в апреле. AMG-пакет включает не только элементы стайлинга, но и, например, ручной режим «автомата» с подрулевыми переключателями и иные настройки подвески.
Кажется, Mercedes CLS, набравший при смене поколений агрессивности линий и вооружившийся новыми моторами и электронными системами, готовится второй раз войти в одну и ту же реку. Не это ли автомобильное искусство?