Борьба с пробками и изменение транспортной инфраструктуры столицы станет приоритетом в работе нового мэра Москвы Сергея Собянина. «Это важнейший вопрос развития московского региона, — заявил на совещании в Минтрансе градоначальник. — Если не принять экстраординарные меры и не сделать так, чтобы и федеральные, и региональные власти занимались этим вопросом вплотную, мы придем к тому, что движение транспорта просто будет остановлено». По словам мэра, должна быть разработана программа, в которой будет четко прописана концепция развития транспортной инфраструктуры не только Москвы, но и Подмосковья.
Для работы над программой по развитию инфраструктуры будет создан отдельный координационный орган. Проблема трафика впервые будет решаться совместно Москвой, Подмосковьем, а также Минтрансом, который выступит в роли координатора.
Глава Минтранса Игорь Левитин заявил, что проект комплексного решения транспортных проблем в регионе на 2010–2015 годы уже был разработан с участием области, города и федеральных ведомств — он подготовлен питерской компанией НИПИ ТРТИ еще в 2008 году. Его реализация оценивалась в 4,9 трлн рублей, так что проект был заморожен в связи с кризисом.
Основное внимание в концепции уделено развитию пассажирского транспорта, который должен стать для москвичей более привлекательным, чем поездки на собственных автомобилях. Существенно будут изменены логистические маршруты грузоперевозок, в регионе предлагается построить новые дороги, в том числе платные. Также одной из срочных мер может стать изменение логистики движения и вынос грузовых потоков за пределы Москвы. «Нам необходимо актуализировать эту программу. Это может быть базовым документом», — сказал на совещании глава Минтранса Игорь Левитин.
Согласно данным НИПИ ТРТИ, сейчас в Москве и Подмосковье ежедневно насчитывается в среднем около 700 пробок, в которых простаивает более полутора миллионов автомобилей. А нехватка сети магистральных улиц в пределах городской черты составляет 350–400 км.
Для изменения ситуации предлагается преобразовать радиально-кольцевую дорожную структуру — и пустить основные потоки в обход центра.
Также планируется строительство дорог, отводящих транзитные потоки от самого города. В частности, концепция предусматривает строительство скоростной автомагистрали Москва — Санкт-Петербург и обход города Одинцово, реконструкцию автодороги М-4 «Дон», строительство дублера Кутузовского проспекта и Центральной кольцевой автомобильной дороги. Всего в программе предусмотрены строительство и реконструкция 1,5 тыс. км федеральных трасс и 1,1 тыс. км региональных автомобильных дорог, а также сооружение 29 путепроводов на пересечениях железных и автомобильных дорог.
В документе особое внимание уделено грузовому транспорту, который во многом и усложняет ситуацию с трафиком в регионе. Так, в Москве и Московской области расположены 8 таможен, которым подчинено 110 таможенных постов, осуществляющих оформление 60% экспортно-импортных грузов страны. Только в 2007 году для ввоза такого объема грузов использовалось около 2 млн большегрузных автомобилей в год, или 5 тыс. автомобилей в сутки.
Концепцией предлагается создать специальные зоны локализации грузогенерирующих объектов, расположенных в районе МКАД. Также будет разработана система маршрутов проезда грузового автотранспорта, а посты таможенного оформления будут вынесены за пределы Москвы. Вместе с тем будет внедрена система ночной доставки грузов.
Логистические маршруты могут быть проложены в том числе и по воде. Для этого предлагается развивать внутренний водный транспорт, реконструировать 18 гидроузлов ФГУП «Канал им. Москвы», а также построить портово-логистический комплекс в Дмитрове.
Кроме того, по программе концепции, появится система регулирования парковок, начнется строительство внеуличных и перехватывающих паркингов, продолжится внедрение интеллектуальной транспортной системы. Будут также внесены изменения в Налоговый кодекс, определяющие возможность взимания сборов за парковку в городах и отнесение их к региональным или местным сборам.
О платном въезде в центр города в документе речи не идет.
Автобусы и троллейбусы, согласно концепции, будут ездить по специально выделенным для них полосам (эту норму предлагается закрепить в ПДД). Также пассажирскому автотранспорту может быть предоставлено право преимущественного проезда перекрестков.
Одна из основных задач концепции — строительство третьего контура метрополитена и выход линий на территорию Московской области. Также в документе говорится о необходимости строительства новых хорд метро. Всего документом предусматривается строительство 79 км новых линий, 43 станций и 7 депо метрополитена к 2015 году.
Железнодорожную сеть предлагается интегрировать с сетью метрополитена.
Также концепцией предусмотрено строительство в Москве трех новых ж/д вокзалов: в районе Каланчевской площади, на площади Ильича и в «Москва-Сити». Вокзал на Каланчевской площади соединит аэропорты Домодедово, Шереметьево и Внуково. Кроме того, предлагается построить еще пять автовокзалов.
В Минтрансе уточняют, что некоторые положения концепции могут быть изменены, однако все предложения будут сформулированы до конца года.