На вооружение российской ГИБДД в ближайшие годы могут поступить дистанционные лазерные алкотестеры, способные распознать пары алкоголя в салоне автомобиля. В конце октября на выставке полицейской и военной техники в Москве будет показан макет системы, а опытный образец должен появиться в 2011 году. На разработку датчика под шифром «Бутон» государство выделило 24,6 млн рублей.
Госконтракт на опытно-конструкторскую разработку был заключен в начале 2010 года с ООО НПП «Лазерные системы» из Санкт-Петербурга, следует из информации о госзаказе, размещенной на сайте zakupki.gov.ru. Компания была единственной, подавшей заявку на конкурс.
Замминистра внутренних дел Сергей Герасимов заявил, что аппарат «Алколазер» сможет фиксировать наличие паров алкоголя в автомобиле, двигающемся со скоростью до 120 км/ч.
Система предназначена для того, чтобы инспекторы могли останавливать и проверять подозрительные автомобили на основании показаний датчика, а не только интуиции. Далее процедура проверки на алкоголь должна проходить в стандартном режиме. Лазер, лежащий в основе системы, при анализе содержания паров алкоголя в салоне автомобиля не повреждает глаза, подчеркивают разработчики.
Как пояснил «Газете.Ru» источник, близкий к разработке проекта, прибор будет говорить лишь о наличии или отсутствии паров алкоголя в салоне, а не отчитываться об их концентрации.
«Принцип действия прибора — лазерная спектроскопия. У каждого вещества есть свой спектр поглощения. Если правильно его подсветить каким-либо световым пучком — в данном случае лазером, то по обратному сигналу можно вычислить, что было поглощено, и таким образом подозревать, что это вещество, предположительно, там есть» — пояснил собеседник «Газеты.Ru». Спиртосодержащие жидкости, использующиеся в стеклоомывателях, безусловно, будут оказывать некоторое влияние на анализ, признает он, но необходимо понимать, что жидкости имеют другой химический состав, нежели воздух, который выдыхает выпивший человек.
В качестве обратного сигнала будет восприниматься луч, отраженный от деталей интерьера автомобиля.
Дистанционный детектор паров алкоголя можно назвать одной из разновидностей лидара (лазерного радара; в частности, подобные приборы уже давно используются в метеорологии, геодезии, строительстве).
Как сообщили «Газете.Ru» в «Лазерных системах», аппарат планируется выпустить в двух вариантах. «Система будет иметь две модификации — стационарную и мобильную. Мобильная — в форме ручного радара, макет которого будет представлен на выставке «Интерполитех», и второй вариант — стационарная система», — поясняют в компании. При этом предполагается, что стационарный прибор может быть совмещен с другими следящими системами — в частности, с видеокамерой для считывания номеров, измерителем скорости и аппаратурой для передачи информации на пост ГИБДД.
Технических деталей и возможных сроков запуска в производство разработчик не раскрывает, ссылаясь на договоренность с МВД. Сейчас приборы проходят испытания. Однако из конкурсной документации следует, что опытные образцы должны быть изготовлены до июля 2011 года и пройти приемку к ноябрю. При этом, согласно заявленным параметрам, дистанционный датчик должен обеспечивать распознавание паров этанола при концентрации от 150 мкг/л и более в диапазоне от 5 до 150 км/ч. Масса переносного прибора — не более 10 кг, стационарного — не более 20 кг. Время детектирования — от 0,01 до 0,1 с, а дальность — не менее 15 м для переносного прибора и не менее 25 м для стационарного.
«По стоимости могут быть только очень приблизительные оценки, потому что сейчас разрабатываются только пробные экземпляры. Такой прибор может стоить порядка $10 тысяч в мобильном варианте»,
— сообщил «Газете.Ru» источник, близкий к проекту.
Для сравнения, используемые в настоящее время лазерные измерители скорости стоят несколько дешевле — к примеру, в конце 2008 года одна из воинских частей заказала для нужд ФСБ прибор ЛИСД-2Ф (лазерный измеритель скорости и дальности с фотофиксацией и идентификацией) за 212400 рублей (порядка $7 тысяч), следует из информации с zakupki.gov.ru.
Когда лазерный дистанционный алкодетектор может появиться в арсенале Госавтоинспекции — пока неизвестно. «Любая техника перед принятием на вооружение проходит серьезную апробацию. Важно, чтобы она работала. Я думаю, это произойдет не раньше 2011 года», — цитирует «Интерфакс» Герасимова.