Министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова в понедельник подписала приказ «О внесении изменений в инструкцию по проведению медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством». Как пояснила «Газете.Ru» представитель Минздравсоцразвития, из действующего текста инструкции, согласно приказу министра, удаляются две фразы. Первая — из пункта 15: «Основой для вынесения заключения является наличие или отсутствие клинических признаков опьянения». Вторая — из пункта 16: исчезнет ещё одно упоминание о клинических признаках и слова о предельно допустимой концентрации этилового спирта в выдыхаемом воздухе в размере 0,15 и более миллиграмма на один литр.
«Таким образом, вводится в практику «нулевой вариант» содержания алкоголя в крови», — поясняет представитель министерства.
Соответствующие изменения в законе «О безопасности дорожного движения», принятые Госдумой летом, вступили в силу 6 августа. Теперь документы всех ведомств приведены в соответствие с этой нормой.
На практике это означает также, что отныне те, кто будет производить медицинское освидетельствование, уже не смогут составлять заключение об опьянении на основании внешних признаков. По мнению психиатра-нарколога Александра Ковтуна, этот приказ уменьшает роль врача-эксперта в вынесении заключения, фактически полностью передоверяя его функции техническим средствам — алкометрам.
«Впрочем, полностью клинические признаки из инструкции не удалены, — отмечает Ковтун. — В других пунктах они сохранились — например, в тех, где идет речь об освидетельствовании на наркотики. На основании отсутствия внешних признаков опьянения теперь нельзя судить только об алкоголе». В остальном методика освидетельствования останется той же, какой была с 2003 года: наркоманов будут выдавать «неустойчивость позы, нарушение речи, выраженное дрожание пальцев рук, резкое изменение окраски кожных покровов лица и поведение, не соответствующее обстановке». Заключение же о состоянии алкогольного опьянения выносится «при наличии положительных результатов определения алкоголя в выдыхаемом воздухе при помощи одного из технических средств измерения, проведенного с интервалом 20 минут, или при применении не менее двух разных технических средств индикации на наличие алкоголя в выдыхаемом воздухе с использованием их обоих при каждом исследовании, проведенном с интервалом 20 минут».
Что касается «нулевого варианта», то, по словам эксперта, с момента вступления в силу соответствующего закона количество обращений в юридический отдел ООО «Институт профилактики» от водителей, оспаривающих признание их пьяными, выросло в полтора раза.
«Доходит до анекдотов, — отмечает Ковтун. — В Белоруссии, например, методика определения опьянения та же, что и у нас. Но они сохранили предельно допустимый уровень содержания алкоголя в крови и выдыхаемом воздухе. И уже было два случая, когда водитель, только что признанный трезвым на территории Белоруссии, сразу после пересечения границы России признавался пьяным».
По словам эксперта, новые нормы не учитывают и тот факт, что «опьянение», констатируемое алкометрами, иногда составляет сотую долю промилле, иногда - пять тысячных. «Это уровень погрешности прибора, — говорит Ковтун. — А любой прибор изнашивается, и чем дольше эксплуатируется алкометр, тем больше у него погрешность».
Наконец, имеется целая группа водителей, которые теперь станут «пьяными априори». Это больные сахарным диабетом, у которых содержание эндогенного алкоголя в крови достаточное, чтобы его заметил алкотестер. Сегодня законных норм и подзаконных актов, которые давали бы послабление диабетикам, не существует: все, что они могут, это оспаривать данные освидетельствования в ходе гражданского разбирательства.
«Будем надеяться, что в будущем, во-первых, будет принято уточнение о том, чтобы оценивать результаты алкометрии с учетом погрешности приборов и, во-вторых, будут приняты какие-то меры к защите диабетиков от административного преследования», — заключает Ковтун.