Согласование новых условий промсборки, которые предложат иностранным автокомпаниям, находится в завершающей стадии. По словам первого вице-премьера Игоря Шувалова, окончательный документ будет выработан в ближайшие дни.
При этом чиновник отметил, что между Минпромторгом и Минэкономразвития наблюдались разногласия относительно новых требований к производителям.
Иностранные автокомпании начали заключение договоров о промышленной сборке автомобилей с Минэкономразвития России в 2005 году. Договоренности предусматривали временное обнуление (или значительное снижение) таможенных пошлин на автокомпоненты в обмен на обязательства автокомпаний организовать производство в России. Срок действия соглашений – 7–8 лет. При этом в течение 4,5 лет с момента открытия завода полного цикла автопроизводитель должен локализовать в России производство трети автокомпонентов. По завершении действия соглашения пошлины на автокомпоненты должны составить 15%. Однако российское государство не устраивали принятые автокомпаниями обязательства по количеству выпускаемых автомобилей и уровню интеграции в российский автопром. Перезаключение договоров о промсборке позволит автопроизводителям продлить льготный режим, однако взамен им предлагается взять на себя повышенные обязательства по объемам производства и локализации.
По информации агентства Reuters, ознакомившегося с предложениями Минэкономразвития, автокомпаниям могут быть предложены различные сроки продления льготного режима ввоза автокомпонентов в зависимости от принятых ими обязательств. Согласно рабочему варианту правительственного документа (проекта приложения к приказу Минпромторга), оказавшегося в распоряжении агентства, Минэкономразвития предлагает продлить действующие соглашения по промсборке автомобилей на год, два, четыре или шесть лет в зависимости от принятых производителем обязательств. Годовое продление льготного ввоза автокомпонентов предусматривает обязательства организовать в России штамповку кузовных деталей (не менее 20 позиций, включая крупные).
Для продления льготного режима на два года компании придется выпускать в России автомобили под российским брендом на собственной платформе (либо приобретенной по лицензии), включая разработку оригинальных частей.
В случае если будет принято обязательство устанавливать на 30% машин двигатели или коробки передач российского производства, режим промсборки предлагается увеличить на 4 года, в случае установки обоих агрегатов – на 6 лет. Для производства компонентов в России допускается кооперация между компаниями. При этом, сообщили Reuters в Минэкономразвития, в процессе обсуждения в документ были внесены изменения.
Озвученная ранее позиция Минпромторга была более жесткой и вызвала отрицательную реакцию некоторых автокомпаний, неспособных обеспечить высокие объемы производства. Взамен на льготный ввоз автокомпонентов в течение восьми лет автокомпаниям предлагалось взять на себя обязательства по выпуску в дальнейшем 300 тысяч автомобилей в год и 200 тысяч двигателей и коробок передач, а также созданию инженерных центров.
Минэкономразвития же, по сведениям Reuters, предлагает регламентировать промсборку двигателей, коробок передач и мостов отдельным соглашением на 8 лет, а других узлов — на 7 лет.
В Минпромторге отказались назвать окончательные критерии по объемам производства и локализации, сославшись на то, что документ находится в процессе разработки. Информация появится не ранее середины будущей недели. «Мы еще работаем над всем этим», — сказал «Газете.Ru» источник в ведомстве.
Как сообщил во вторник первый вице-премьер Игорь Шувалов, заключить договоры о промышленной сборке автомобилей на новых условиях автокомпании смогут до конца февраля 2011 года. «Новые инвесторы могут заключить действующие соглашения или действующие инвесторы могут подписать новые соглашения, но до 28 февраля 2011 года», — цитирует чиновника агентство «Интерфакс».
По мнению аналитика ИК «Атон» Юлия Матевосова, новость о том, что система промсборки может стать более гибкой, является позитивной.
«Чем гибче система, тем больше сторонников она найдет среди иностранных автопроизводителей, работающих здесь. Тогда каждый сможет выбрать на рынке свою нишу, с точки зрения того, сколько он готов производить и насколько готов вкладываться в данное производство», — сказал эксперт «Газете.Ru». При этом, отмечает эксперт, даже озвученная ранее планка в 300 тысяч автомобилей в год также имела своих сторонников – в частности, альянс Renault и «АвтоВАЗа», а также Volkswagen и Hyundai, имеющих планы по организации в России масштабного производства.