За первые восемь месяцев 2010 года в России было продано 746 840 иностранных автомобилей. Это на 7,7% больше, чем в январе-августе 2009 года, однако на 47,9% меньше, чем за аналогичный период 2008 года, когда было продано 1 432 530 иномарок.
Специалисты аналитического агентства «Автостат» провели обзор рынка иномарок в 53 регионах, в которых продажи зарубежных авто превышают годовую отметку в 2000 автомобилей.
Наиболее глубокое падение зафиксировано в Саратовской, Самарской и Московской областях. В 2009 году рынок в этих регионах просел на 55–60% и продолжает показывать отрицательную динамику в 1,5–3% в текущем году.
Эксперты объясняют тенденцию общим экономическим спадом в этих регионах. «Во многом это связано с промышленностью, — объяснил «Газете.Ru» исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. – Так, Самарская область была ориентирована на «АвтоВАЗ». Продажи упали, и посыпалось все, что было рядом: очень многое в регионе завязано на производство завода. Также происходит перераспределение рынка по регионам. Продажи из Подмосковья, в частности, могли переместиться в Москву».
Не показывают признаков восстановления Воронежская, Липецкая области, Санкт-Петербург, Республика Карелия и Ставропольский край, рынок иномарок которых упал в кризисном 2009 году на 44–48%. При этом в Ставропольском крае наблюдается самое глубокое падение 2010 года по отношению к 2009-му – минус 27%, а по отношению к 2008-му минус 62,5%. Продолжают падать продажи в Архангельской, Ростовской и Калужской областях и в Пермском крае.
Кроме того, стагнация наблюдается в Рязанской, Калининградской и Ярославской областях, где в 2009 году рынки иномарок упали на 30–35%, однако признаков восстановления не демонстрируют до сих пор.
Наиболее благополучная ситуация наблюдается в Сибирском и Дальневосточном округах.
Регионы, менее других потерявшие в «черный» 2009 год, уже в текущем году возвращаются к показателям докризисного 2008 года. В Иркутской области за восемь месяцев 2010 года было продано всего на 1,7% иностранных автомобилей меньше, чем в 2008 году (4620 штук против 4700). Лидерами по сравнительным показателям январь-август 2010 и 2008 годов также стали Мурманская область (-8,1%) и Алтайский край (-7%).
Появились первые регионы, показатели которых даже превзошли докризисный 2008 год. С лучшей динамикой неожиданно вышла Брянская область, рынок иномарок в которой упал на 13% в 2009 году, но взлетел на 51,5% в 2010-м. Так, за восемь месяцев 2008-го было реализовано 1880 авто, а за этот же период текущего года – 2470 единиц.
Заметно меняется картина в Приморском крае, в котором продажи иномарок в 2009 году упали на 61% (во всем регионе было продано всего 710 новых авто), но в 2010-м взлетели на 200%.
«После повышения ввозных пошлин продажи подержанных машин в регионе фактически прекратились; но год прошел, машину надо менять — и начинает меняться структура рынка», — объясняет явление Сергей Удалов. Впрочем, в абсолютном выражении цифры все еще невелики: за январь-август текущего года в регионе было продано всего 2130 иномарок.
Рынок в субъектах — лидерах по количественным продажам иномарок немного восстанавливается после 2009 года, однако в соотношении с 2008-м показатели крайне низки.
Больше всего автомобилей традиционно продается в Москве. За восемь месяцев этого года в столице было реализовано 294 460 иномарок против 530 080 в 2008-м (-44,4%). Далее идет Санкт-Петербург с продажами в 72 410 в этом году против 145 300 в 2008-м (-50,2%). Тройку лидеров замыкает Свердловская область, где в этом году было продано 27 190 авто против 61 010 в 2008-м (-55,4%).
По прогнозам аналитиков «Автостата», рынок иномарок в России выйдет на докризисный уровень в 2,1–2,2 млн штук только к 2013–2014 годам. При этом существенную долю составят иностранные авто российской сборки. «К 2014 году они займут почти половину (46–48%) от общего объема реализации новых иностранных автомобилей», — заключает директор «Автостата» Сергей Целиков.