Челябинский адвокат Лев Воропаев направил в Конституционный (КС) и Верховный (ВС) суды жалобу, в которой настаивает на том, что отмена допустимой нормы алкоголя в крови водителей противоречит п. 6 ст. 8 гл. II «Конвенции о дорожном движении», которая вступила в силу на территории СССР еще в 1977 году. С аналогичной жалобой в КС обратился юрист из Казани Лаврентий Сичинава.
В частности, в Венской конвенции прописано, что «в национальном законодательстве должны быть предусмотрены специальные положения, касающиеся вождения под воздействием алкоголя, а также допустимый законом уровень содержания алкоголя в крови, а в соответствующих случаях — в выдыхаемом воздухе, превышение которого является несовместимым с управлением транспортным средством».
В России с июля 2008 года вступила в силу поправка, принятая как раз в связи с урегулированием законодательства в соответствии с международными нормами, допускавшая возможность управления автомобилем при наличии в организме водителя абсолютного этилового спирта в концентрации до 0,3 грамма на один литр крови или до 0,15 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха.
Однако в августе этого года, по инициативе президента Дмитрия Медведева, вступил в силу закон, обнуляющий допустимый уровень алкоголя в крови водителя. Так, ст. 19 ФЗ «О безопасности дорожного движения» дополнилась пунктом, запрещающим эксплуатацию транспортных средств лицами, находящимися в состоянии алкогольного или иного опьянения. Кроме того, из статьи 27.12 КоАП было исключено примечание, допускавшее наличие алкоголя в крови водителя.
«Мною оспаривается законность принятия этого закона, — заявил «Газете.Ru» адвокат Лев Воропаев. — Должна быть норма, которая устанавливает предельный минимум содержания в крови. Сейчас Россия нарушает требование к Венской конвенции».
Жалобу юрист подал еще 18 августа. В ВС «Газете.Ru» сообщили, что ее рассмотрение отклонено. «Судья отказывает в принятии заявления, если оно не подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства… федеральный закон может быть оспорен в Конституционном суде – это в его компетенции», — пояснили там.
В КС «Газете.Ru» сообщили, что жалобы адвокатов Сичинава и Воропаева находятся на предварительном изучении, которое может продлиться не более двух месяцев и, соответственно, закончится в ближайшие дни. Однако принятие обращения к рассмотрению состоится еще через месяц – в конце ноября.
Бывший судья Дорогомиловского межмуниципального районного суда Москвы Александр Меликов в интервью «Газете.Ru» подтвердил, что отмена допустимых норм алкоголя в крови водителей действительно противоречит Венской конвенции, поэтому де-юре шанс на положительное решение по жалобам адвокатов есть.
«У нас приоритет международного права, но мы, к сожалению, в последнее время ничего стратегического со стороны КС не наблюдали, — заявил он. – Отмена допустимых норм – мера популистская и больше политическая, чем правовая. Когда решение политическое, то в судах оно может устоять».
Кроме того, адвокат Лев Воропаев подал более 30 заявлений в законодательные собрания субъектов федерации также с просьбой поддержать его жалобу. «Все отказали, — говорит адвокат. – Наши субъекты боятся противоречить президенту – неважно, законно это или нет».
Между тем юристы отмечают, что суды уже лишают водителей прав в ситуациях, когда содержание в крови или выдыхаемом воздухе минимально и ниже ранее действовавших допустимых норм.
«После 6 августа (начало действия «сухого закона» — «Газета.Ru») в моей практике уже было несколько подобных дел, — говорит адвокат Воропаев. – Все они проигрываются». «Таких фактов набралась не одна тысяча по всей стране: только у нас в Казани такие дела рассматриваются ежедневно», — соглашается адвокат Лаврентий Сичинава.
Экс-судья Александр Меликов считает, что в связи с отменой допустимых норм произошла «подмена понятия алкогольного опьянения, потому что наличие алкоголя в крови и само алкогольное опьянение – это совершенно разные вещи», — говорит господин Меликов.
Президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин в свою очередь заявил «Газете.Ru», что Венская конвенция предписывает странам устанавливать свой уровень содержания алкоголя. «У нас этот уровень – «ноль», — говорит правозащитник. — Но вопрос не в цифрах. Во всех цивилизованных странах на цифры мало обращают внимание. Важна не биологическая картина, а клиническая – состояние испытуемого. Неважно, сколько в организме алкоголя, важно, как этот уровень повлиял на организм».
Вместе с тем клинические признаки при определении степени опьянения водителя все еще учитываются, гласит 308-я инструкция Минздрава, в которой разъясняются правила медосвидетельствования. Впрочем, их могут отменить, а наркологи будут руководствоваться только наличием или отсутствием алкоголя в крови водителей. В Минздраве «Газете.Ru» пояснили, что соответствующий проект поправок находится на стадии рассмотрения.