Четыре прибрежных села на северо-западе Сахалина оказались отрезаны от внешнего мира после одновременного обрушения — вечером во вторник — двух деревянных мостов. Оба рухнувших моста находились на местной трассе Мгачи — Виахту.
В результате сообщение с селами Виахту, Трамбаус, Хоэ и Танги возможно только на транспорте повышенной проходимости, способном форсировать вброд местные речки. В Главном управлении МЧС по Сахалинской области отмечают, что одновременное обрушение мостов произошло «вследствие физического износа»:
«Обе деревянные конструкции были построены в начале 1970 годов и, таким образом, прослужили около 40 лет».
В МЧС затрудняются уточнить, не было ли падение мостов вызвано проездом по ним слишком тяжелого транспорта.
В изолированных селах, разбросанных на примерно 40-километровом участке побережья, проживает свыше 1,2 тысячи человек. В них действует телефонная связь и функционируют медпункты. По информации МЧС, там имеются «необходимые запасы воды, топлива и продуктов питания, которых хватит до возведения временного моста». Временный мост уже начали возводить: администрация Александровск-Сахалинского района доставила к месту ЧП один пролёт и подвезла щебенку. В восстановительных работах участвуют 18 человек и 6 единиц техники.
Позже планируется возвести новые мосты. Как отмечают в районной администрации, они будут не полностью деревянными, а деревянными на железобетонных опорах. Деньги на их строительство будут выделены из фонда Сахалинской области по чрезвычайным ситуациям.
Как отмечает президент ассоциации дорожных научно-исследовательских организаций РОДОС Олег Скворцов, 40 лет – срок службы, близкий к предельному показателю для деревянных мостов.
«Обрушение деревянного моста редко может быть внезапным, — говорит эксперт.
– Несмотря на то что у нас, к сожалению, нет нормативного документа, определяющего срок службы мостов, для деревянных конструкций он составляет от 20 до 50 лет (в последнем случае мост должен быть на железобетонной основе).
Действующий закон об автомобильных дорогах напрямую возлагает на хозяина мостов обязанность регулярно проводить диагностику их состояния. Однако трудно винить областную администрацию Сахалина в том, что диагностика должным образом не проводилась. В случае Сахалина речь идет о просто катастрофическом отсутствии денег, а не о халатности или злом умысле».
В целом, уверен специалист, для лесистых регионов деревянные мосты на местных, не федеральных, трассах являются предпочтительным выбором сравнительно с железобетонными. «Там, где имеются возможности для установки деревянных мостов на бетонных опорах, их строительство и эксплуатация обходится по меньшей мере на 20% дешевле, чем постройка и обслуживание железобетонных конструкций, – отмечает Скворцов. – Неслучайно в отличие от России, где использование деревянных мостов сокращается, такие богатые лесными ресурсами страны, как Финляндия и Норвегия, напротив, наращивают их число на местных трассах. Они это делают в целях оптимального расходования средств, но не в ущерб безопасности».