Российская «Группа ГАЗ» собирается открыть с китайским автопроизводителем FAW (First Automotive Works) совместное предприятие по выпуску тяжелых грузовиков: в понедельник в Пекине подписан меморандум о взаимопонимании, предполагающий создание СП на базе автозавода «Урал» в Миассе.
На Уральском автозаводе, принадлежащем «Группе ГАЗ», планируется начать производство грузовиков китайской марки FAW, в том числе с ярославскими моторами производства завода «Автодизель». Предполагается, что российская компания предоставит в рамках СП мощности автозавода в Миассе, а FAW — продукт и технологии.
Продавать автомобили планируется через дилерские сети обеих фирм, а впоследствии выходить на экспортные рынки СНГ и других стран. Кроме того, планируется выводить на китайский рынок грузовики «Урал» и, возможно, продукцию других заводов.
По словам президента «Группы ГАЗ» Бу Андерссона, модельный ряд автомобилей и финансовые детали сделки пока не определены. «FAW предлагает нам весь свой модельный ряд тяжелых грузовиков. Нам нужно будет определить баланс между локализацией и импортом», — цитирует Андерссона агентство Reuters.
Глава холдинга «Базовый элемент» Олег Дерипаска, контролирующий «Группу ГАЗ», отметил, что сотрудничество российских и китайских компаний в машиностроении выходит на новый этап. «Для нас очень важно, что «Группа ГАЗ» в рамках нашего равноправного партнерства вкладывает собственные передовые технологии и продукцию в области двигателестроения», — подчеркнул он.
Сотрудничая с китайской автокомпанией, «Группа ГАЗ» ищет рынки сбыта мотора ЯМЗ-530 для среднетоннажных грузовиков и автобусов, разработанного совместно с австрийской AVL, и лицензионного ЯМЗ-650 для большегрузов, права на который и производственное оборудование куплены в 2007 году у Renault Trucks. При этом моторами ЯМЗ планируется оборудовать не все автомобили российской сборки – сборка грузовиков с оригинальными китайскими моторами также возможна.
Как сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе «Группы ГАЗ», производство двигателей ЯМЗ-530, предназначенных для среднетоннажных грузовиков и автобусов, планируется начать в сентябре 2011 года. Мощности строящегося завода составляют 50 тысяч моторов в год, с возможностью расширения до 80 тысяч двигателей в год. Производственная линия двигателя для тяжелых грузовиков ЯМЗ-650, приобретенная у Renault Trucks, способна производить до 20 тысяч моторов в год. При этом двигатели планируется поставлять и другим заказчикам, в том числе минскому МАЗу. «Средние» двигатели ЯМЗ-530, мощностью 190—320 л. с., технологически возможно довести до норм токсичности «Евро-5» и «Евро-6» для экспортных поставок.
Учитывая, что производство моторов ЯМЗ-530, востребованность которых важно обеспечить «Автодизелю», должно стартовать в сентябре 2011 года, можно предположить, что СП начнет работать не раньше этого времени.
Со строительством завода для их выпуска ранее возникали трудности: в конце 2009 года госкорпорация «Ростехнологии» (владеет 30% акций «Автодизеля) заблокировала получение кредита от ВЭБа в 5,8 млрд рублей для реализации этого проекта – деньги были получены лишь в феврале.
Эксперты отмечают, что до нынешнего времени «грузовые» сборочные проекты в России открывались, скорее, в «пробных» целях, и изготовленные в России грузовые иномарки занимают порядка 4–5% рынка, а важной проблемой грузовых «китайцев» в России является слабый сервис.
«Пока в грузовом автопроме попытки собирать иностранные грузовики идут в виде поиска и к существенным объемам не привели, в то время как в легковом это уже четкий сегмент и более 50% собранных машин составляют иномарки. Самое успешное, пожалуй, «грузовое» предприятие — это Sollers и Isuzu», — говорит директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков – В принципе китайские автомобили должны быть в нише, близкой к российской технике. Если они будут более комфортабельными и потребительские свойства будут выше, спрос будет».
Однако, отмечает эксперт, основной проблемой всей китайской техники является отсутствие сервиса, долгие сроки поставки запчастей и их стоимость на уровне европейских. Поэтому успех такого проекта во многом зависит от организации сервисной сети по классическим канонам, включая открытие центрального склада, наличие дилеров по всей стране и их обучение.
Китайская компания FAW начала работу в 1953 году с производства грузовиков Jiefang («Освобождение»), являющихся лицензионной копией советских ЗИС-150. Завод в городе Чанчунь строился с участием советских специалистов. В настоящее время FAW является четвертым автопроизводителем Китая, включает грузовое и автобусное производства, а также владеет долями в совместных предприятиях с Volkswagen и Toyota, выпускающих легковые автомобили, сотрудничает с GM и Mazda. В середине 2000-х годов FAW вел переговоры с московским ЗИЛом о возможности организации сборки грузовиков и пикапов.