В ночь с субботы на воскресенье в Москве участник уличных гонок протаранил толпу зрителей — в результате наезда погиб один человек, еще четверо пострадали. Водитель «заряженного» Nissan Skyline с места происшествия скрылся, однако уже в воскресенье был задержан. По информации УВД Южного округа Москвы, инцидент произошел в 3.50 19 сентября на юге Москвы. В районе Царицыно, около дома № 10 по улице Промышленная, водитель на автомобиле Nissan Skyline не справился с управлением и наехал на пятерых зрителей. В результате один человек погиб, еще четверо были госпитализированы. Водитель Nissan скрылся с места происшествия на «Мерседесе» друзей, однако был задержан уже через два часа — около 6 утра в воскресенье.
При этом сам подозреваемый также оказался в больнице с черепно-мозговой травмой — вопрос о мере пресечения будет решен позднее.
«Учитывая, что водитель пытался скрыться с места происшествия, а сама статья Уголовного кодекса, по которой возбуждено уголовное дело, относится к тяжким, скорее всего, следствие будет ходатайствовать о заключении подозреваемого под стражу», — сказал в понедельник «Интерфаксу» источник в правоохранительных органах.
Как сообщил «Газете.Ru» руководитель пресс-группы УВД по Южному округу Валерий Бузовкин, водитель «Ниссана», скрывшийся с места происшествия на автомобиле своих друзей, был задержан в результате оперативных действий сотрудников ГИБДД. Против него возбуждено уголовное дело по 264-й статье УК — нарушение ПДД, повлекшее смерть человека. За это предусмотрена ответственность в виде лишения свободы на срок от трех до семи лет.
«Проводятся следственные действия и в отношении организаторов заездов. Не исключено, что удастся привлечь их к ответственности», — заключил представитель УВД.
Эксперты отмечают, что в настоящее время организаторов уличных гонок невозможно привлечь к ответственности: юридически инцидент, подобный произошедшему в Царицыно, является обычным ДТП. По словам председателя комитета драгрейсинга Российской автомобильной федерации (РАФ) Тиграна Сеферяна, инциденты во время автоспортивных соревнованиях нередки: за сезон в России происходит порядка 20—30 случаев с гибелью людей, поскольку автоспорт как таковой опасен. Однако на официальных спортивных соревнованиях зрители находятся на определенном расстоянии от трека и сама трасса имеет прочные ограждения.
Во время стихийных любительских гонок такие меры предосторожности, как правило, отсутствуют.
«Мы, как федерация, занимаемся разработкой требований безопасности к трассе и участникам. Во время соревнований применяются бетонные блоки, подобные тем, что используются при дорожных работах. Везде, где находятся зрители, должны стоять такие ограждения. А зрители должны находиться не ближе 15 метров к трассе. Такой бетонный блок способен выдержать удар автомобиля на скорости за 200 км/ч», — рассказал Сеферян «Газете.Ru». Также в автоспорте серьезные требования предъявляются к автомобилям (в частности, наличие каркасов безопасности) и экипировке гонщиков, что не соблюдается в неофициальных, любительских гонках.
Милиционеры в частных беседах признают, что привлечь к ответственности организаторов нелегальных гонок будет сложно, а эксперты добавляют, что проблема стритрейсеров вызвана в том числе отсутствием специализированных трасс.
Источник в правоохранительных органах столицы рассказал «Газете.Ru», что по нынешним законам привлечь к ответственности организаторов не представляется возможным. «Насколько я знаю, нет такой статьи. Единственное, за что можно привлечь организаторов, — незаконное предпринимательство. Но в этом случае нужно доказать, что они получали деньги от этих гонок», — пояснил собеседник «Газеты.Ru».
При этом московские власти несколько лет назад санкционировали проведение легальных ночных автогонок, однако инициатива впоследствии заглохла — в том числе из-за затратности организации массовых мероприятий и отсутствии выгоды.
В 2006 году стритрейсеры устроили вызывающие гонки по улицам Москвы. Они перекрывали Третье транспортное кольцо и Садовое кольцо прямо перед зданием столичной ГИБДД. Чтобы усмирить уличных гонщиков Юрий Лужков решил проводить официальные заезды. Сначала он отгородил для этого участок дороги между Богородским шоссе, улицами Олений Вал и Богородский Вал, где и прошли первые официальные гонки. Однако тогда стритрейсинг еще не рассматривался как бизнес-проект, и «покатушки» сорвались: организаторы не позаботились о еде, напитках и туалетах для нескольких тысяч зрителей. В итоге замерзшая толпа вывалилась на трассу, и гонки были остановлены. Позднее при поддержке Федерации автоспорта Москвы на аэродроме Тушино была выстроена новая трасса. Под нее была приспособлена рулежная полоса, которую немного удлинили и отреставрировали. Вдоль трассы построили трибуны вместимостью 7000 человек. Однако впоследствии проект Racepark, изначально поддерживаемый Москомспортом, также закрылся — гонки проводились один сезон.
«Организовать даже «псевдоспортивное» соревнование, чтобы соблюсти для гонщиков все правила безопасности, — это очень дорого. Организация одной гонки стоит порядка миллиона рублей. Привлекаются милиция, пожарные, «скорая». Массовое мероприятие на 10—15 тысяч человек технически очень дорого», — отмечает председатель комитета драгрейсинга Тигран Сеферян.