Московская прокуратура по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте возбудила административные дела в отношении владельцев платных парковок в аэропортах Внуково и Домодедово. Грубые нарушения закона «О защите прав потребителей» выявлены в деятельности операторов парковок ЗАО «Домодедово эссет менеджмент» в аэропорту Домодедово, ООО «Геоинвест» во Внуково, а также парковки терминала Е в Шереметьево, сообщают в прокуратуре.
«Перед получением талона на парковку потребителю не предоставлена полная информация об услугах», — рассказал «Газете.Ru» заместитель московского прокурора по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте Александр Андрияш.
Так, по его словам, в Домодедово правила предоставления парковочных услуг находились только в здании аэропорта: люди сначала заезжали на парковку, получив талон из автоматического шлагбаума, а только потом могли прочитать правила и были вынуждены в любом случае платить за услугу. «Во Внуково вовсе этих правил нет, — продолжает Андрияш. — В Шереметьево на парковке рядом с терминалом Е тоже не была представлена информация о льготах, которые должны быть, о суточной стоимости парковки, об условиях парковки».
Кроме того, парковщики не сообщают потребителям, что стоянка не охраняется, а ответственности за транспорт и имущество владельцев они не несут. «Есть просто стоянка, как в аэропортах, а есть и хранение, когда оператор полностью отвечает за машину», — поясняет прокурор Андрияш.
Люди, которые были уверены, что автомобиль находится в безопасности, вернувшись из отпуска, обнаруживали машину без колес, стоящей на кирпичах. В начале августа в интернете появились жалобы автовладельцев, которые сообщали, что их авто на платных стоянках «обувают» и взламывают. В качестве подтверждения слов один из автомобилистов представил фотографии разграбленной машины на стоянке в Домодедово.
Факты разграбления машин на стоянках спровоцировали проверку прокуратуры.
Одни сутки стоянки возле аэропорта стоят 500 рублей, час стоянки — 100 рублей. В самом аэропорту признают, что цены высоки. «Мне, как пользователю стоянки терминала D, 500 рублей очень дорого, но это для того, чтобы частники и таксисты не занимали места на парковке», — сказала «Газете.Ru» начальник центра общественных связей аэропорта Шереметьево Анна Захаренкова.
Впрочем, в аэропортах пока отрицают, что на парковках нарушаются права автовладельцев. «Сообщения о выявлении Московской межрегиональной транспортной прокуратурой нарушений, в частности отсутствие необходимой информации при въезде на парковку, не соответствует действительности, — заявил «Газете.Ru» совладелец и первый заместитель гендиректора аэропорта Внуково Виталий Ванцев. — На всех въездах есть необходимая информация. Пока никаких предписаний по этому поводу не было. Будут предписания — будем разбираться».
Представители аэропорта Домодедово на момент подготовки публикации не смогли прокомментировать ситуацию с парковками.
В адрес руководителей компаний прокуратура внесла представления об устранении нарушений законодательства о защите прав потребителей. «Информация должна быть доступна, чтобы перед тем, как нажать на кнопку для открытия шлагбаума, водитель понимал, за что будет платить», — сказал Андрияш.
Прокуратурой возбуждены дела об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 14.5 КоАП РФ (продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации).
Кроме того, представление вынесено и руководителям компании «Терминал» — оператору автостоянок в аэропорту Шереметьево, который в нарушение законодательства, направленного на обеспечение авиабезопасности и противодействие терроризму, организовал на привокзальной площади терминала D в 50-метровой зоне безопасности, непосредственно перед зданием аэровокзального комплекса, специально оборудованную платную парковку.
Между тем защитники прав потребителей, которые также получают много жалоб на незаконные действия операторов парковки в районе аэропортов, призывают водителей обращаться с исками в суд. По их словам, парковщики несут ответственность даже в том случае, если на стоянке охраны нет.
«Если с потребителей берут деньги, то для него не важно, охраняемая стоянка или нет, если с его машиной что-то случится, он может предъявлять парковщикам претензии, — заявил «Газете.Ru» председатель Общества защиты прав потребителей Михаил Аншаков. — Выдав чек человеку, парковщик заключает с ним договор. Это и есть договор хранения. Никак по-другому это рассмотреть нельзя. В суде отговорки парковщика не пройдут, суд вынесет решение в пользу потребителя».
По словам юриста, автовладельцы в таких случаях могут обращаться к закону «О защите прав потребителей»: статья 14 «имущественная ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков услуги» (вред возмещается в полном объеме) и статья 29 «права потребителя при обнаружении недостатков выполненной услуги».
Из-за плохого информирования и отсутствия четких указателей на платную автостоянку попадают даже те, кто пользоваться ею не собирался. «Парковки так разграничены, что подъезды к ним односторонние, — обращает внимание Аншаков. — Человек, может, не хочет заезжать, а просто высадить пассажиров, но его общим потоком все равно занесет на эту парковку, а как только въехал, ему дают квитанцию, а выехать он уже с нее не сможет — ему скажут, что заехал на парковку, значит, с нами заключил договор, и с водителя требуют деньги. Это абсолютно незаконно. Многие потребители попадают в такую ловушку, когда просто невозможно отказаться от услуг парковки».
Кроме того, операторы парковок навязывают свои услуги.
«Аэропорты могут вводить платную парковку, только если есть альтернативная бесплатная, — уверен Аншаков. — Аэропорт обязан обеспечить пассажиру доступ к своей инфраструктуре, иначе это навязанная услуга».
Это далеко не первый скандал с операторами парковок. В 2008 году владельцев стоянок в Шереметьево и Домодедово ФАС оштрафовала на общую сумму 13 млн рублей за высокие тарифы и отсутствие бесплатной альтернативы в шаговой доступности.