Китайский автомобильный холдинг Zhejiang Geely Holding завершил сделку по приобретению шведского производителя Volvo у концерна Ford Motor Co., сообщает агентство «Синьхуа». Официальная церемония закрытия сделки состоялась в Лондоне, во время нее представители Ford передали китайской стороне все документы на имущество Volvo. Сделку одобрили антимонопольные органы Китая, США и Евросоюза.
Соглашение включает в себя договоренности о правах на интеллектуальную собственность, о снабжении и инженерных разработках между Ford, Volvo и Geely. Ford продолжит поставку автокомпонентов для Volvo, в том числе силовых агрегатов, штампованных деталей и т. д. Также компания согласна оказывать шведской марке инженерно-техническую поддержку в течение неопределенного срока.
Председатель совета директоров Geely group и Volvo Car Corporation Ли Шуфу заявил, что китайская сторона намерена восстановить позиции Volvo на мировом рынке автомобилей премиум-класса.
«После поглощения Geely остается Geely, а Volvo по-прежнему Volvo. Отношения между двумя компаниями будут братскими, а не как между родителем и ребенком», — заявил Ли китайскому агентству.
При этом штаб-квартира Volvo останется в шведском городе Гетеборг, пообещал Ли Шуфу. Менеджмент компании также сохранит независимость и будет действовать в соответствии с собственным бизнес-планом. Geely рассчитывает усилить присутствие Volvo в Европе, Северной Америке и планирует продвинуть бренд в Китае.
Geely также объявил о назначении шести членов правления Volvo Car Corporation. Пост президента и главного исполнительного директора займет Стефан Якоби, председателем правления избран Ли Шуфу, а бывший глава шведской компании Ханс Олссон-Улов займет пост вице-председателя компании.
В понедельник утром после сообщения о закрытии сделки по приобретению Volvo акции Geely Automobile поднялись на 1,38%.
Вице-президент Китайской ассоциации автопроизводителей Донг Янг заявил, что поглощение Volvo является «первым шагом компании Geely в расширении», а сохранение высокого класса бренда Volvo и качества продукции будет сложной задачей. Дон добавил, что планирует укрепить позиции Volvo и адаптировать европейский бренд в Китае. Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов отметил, что граждане Китая не очень хорошо знакомы со шведским брендом, а при покупке нового автомобиля руководствуются в первую очередь его ценой.
Китайская Zhejiang Geely Holding Group и концерн Ford подписали соглашение о продаже Volvo Car Corporation в конце марта текущего года. Geely купила шведскую марку за $1,8 млрд, тогда как сам Ford в 1999-м заплатил за Volvo порядка $6,45 млрд.
Переговоры Ford и Geely о данной сделке велись в течение 18 месяцев. Geely была названа единственным претендентом на шведскую марку в октябре 2009 года. До этого среди возможных покупателей фигурировали китайский автоконцерн SAIC и консорциум Jakob AB, образованный группой сотрудников шведской компании. Также в приобретении Volvo было заинтересовано американское объединение Crown под руководством М. Дингмана и С. Рашвина, ранее работавших на высоких должностях в концерне Ford.
В 2010 году Volvo рассчитывает увеличить производство автомобилей до 390 тысяч (по итогам 2009 года компания произвела 330 тысяч машин). Geely также собирается построить в Китае завод по производству автомобилей Volvo – предположительно, новый завод появится в Пекине. Рассматриваются два других варианта размещения производства, ранее сообщало издание Bloomberg.
Аналитик Дмитрий Баранов считает, что приобретение Volvo китайцами не окажет существенного влияния на знаменитый бренд и его популярность.
«Здесь речь идет о том, что китайцы собираются воспользоваться частью технологий иностранного автопрома для собственного производства, — сказал он. — Кардинальные меры вряд ли будут принимать в ближайшее время. Модельный ряд останется прежним».
Аналитик ФК «Открытие» Гельды Союнов напомнил, что смена владельца в результате продажи концерном Ford марки Jaguar и Land Rover индийской Tata Motors способствовала росту популярности этих брендов. Не исключено, что и переход Volvo под контроль китайцев укрепит позиции шведской марки, особенно широко для нее может открыться быстрорастущий азиатский рынок.