В среду премьер-министр Владимир Путин заявил, что не исключает внедрения в России программы утилизации старых грузовых автомобилей. Ранее с предложениями субсидировать покупку новых грузовых машин за счет утилизации старых выступали автопроизводители и транспортники, с положительными оценками этой идеи выступали чиновники федерального правительства.
«Не исключаю, что мы можем это сделать (включить грузовики – «Газета.Ru»). Но пока не готов сказать, что мы обязательно это сделаем, и не могу назвать какие-то сроки. Но мы над этим думаем», — сказал Путин на международном форуме «Технологии в машиностроении» в подмосковном Жуковском. Выступление премьера в прямом эфире транслировал телеканал «Вести24».
Путин подчеркнул, что окончательное решение по этому вопросу пока не принято, и не назвал возможных сроков действия программы, а также указал, что это связано с дополнительными бюджетными расходами, которые ограничены. По словам премьера, основной вопрос в том, какие меры избрать для стимулирования тех или иных отраслей.
«Но мы видим, что пока в некоторых отраслях, например в таком секторе, как машиностроение, грузовое машиностроение, какая-то поддержка еще нужна. Мы видим, насколько эффективным оказался способ поддержки через скупку подержанных машин», — сказал Путин, однако подчеркнул, что антикризисные меры с «накачкой» из бюджета некоторых предприятий необходимо сворачивать.
В пятницу глава госкорпорации «Ростехнологии» Сергей Чемезов в Набережных Челнах заявил, что утилизация грузового автохлама может стартовать уже в 2011 году. «Мы обратились к премьер-министру вместе с Когогиным (гендиректор «Камаза») с просьбой организовать программу утилизации грузовых автомобилей», — цитирует РИА «Новости» главу госкорпорации, владеющей 37,8% акций «Камаза» и 25% акций «АвтоВАЗа».
За то, чтобы включить в программу утилизации грузовики и даже автобусы, в апреле высказывался министр промышленности и торговли Виктор Христенко. Кроме того, в концепцию развития российского автопрома, принятую Минпромторгом, входят предложения ограничить предельный возраст грузовиков, автобусов и легковых машин, находящихся в коммерческой эксплуатации.
В сравнении с другими транспортными средствами, российский парк грузовиков является самым старым. По данным аналитического агентства «Автостат» на начало 2010 года, российский парк грузовых автомобилей насчитывает 5,3 млн штук, из них 62,9% в возрасте старше 10 лет. Из 896 тысяч автобусов десятилетний рубеж преодолели 45,8%.
В Российском автотранспортном союзе положительно относятся к включению грузовиков в программу утилизации.
«В России более 5 млн грузовиков, и среди них велико количество старых отечественных машин, которые находятся в крайне изношенном состоянии. Полагаю, что, если программа утилизации грузовиков будет введена, она будет пользоваться таким же успехом, как и в случае с легковыми автомобилями», — сказал «Газете.Ru» президент союза Михаил Козлов.
По словам директора «Автостата» Сергея Целикова, в реализации программы утилизации грузовиков нет ничего сложного. При этом может измениться механизм ее выполнения, с учетом того что большая часть грузового транспорта числится за юридическими лицами.
«Средняя цена легкового автомобиля отечественного производства составляет 400 тысяч рублей, а утилизационная премия 50 тысяч. Соответственно, чтобы программа имела успех, закладывать премию следует таким образом, чтобы она составляла 10–15% от стоимости автомобиля. Если средняя цена грузовика приближается к миллиону, то премия должна составлять порядка 100 тысяч рублей», — рассуждает Целиков. «80–100 тысяч – это был бы отличный вариант», — соглашается Михаил Козлов.