По программе утилизации за три месяца в России куплено 200 тысяч машин. По данным Минпромторга, 161 354 сертификата выдано на автомобили «АвтоВАЗа», 10 722 свидетельства – Renault. На третьем месте по количеству выданных сертификатов находятся автомобили Ford. На эту программу из бюджета было выделено 11 млрд рублей, а теперь дадут еще 10 млрд. С точки зрения властей, программа полностью себя оправдала, и дополнительный денежный транш стал решением очевидным.
Государство ставило перед собой цель создать социальную подушку для автопрома и ее выполнило.
Несмотря на то, что компенсацию за утилизацию десятилетней машины можно было пустить на покупку любой модели, произведенной на территории России, экономисты Минпромторга верно рассчитали, что основной спрос коснется дешевых «Жигулей». В стране с катастрофически низким уровнем жизни люди не могут себе позволить покупать современные машины. Все импортные производители, которые предлагают здесь свою дешевую продукцию, не смогут перебить «классику» по цене. Renault Logan стоит от 299 000 рублей, Volkswagen Polo Sedan – от 400 000. При цене ВАЗ-2105 163 000 рублей скидка в 50 тысяч делает покупку машины очень выгодным проектом.
В итоге за три месяца «АвтоВАЗ» раскочегарился, словно старый паровоз, в топку которого полетели бюджетные дрова. Он не просто увеличил производство «классики», компания даже всерьез планирует запуск линейки на «ИжАвто», а производственный план на год вырос на 100 тысяч машин. До конца года Тольятти планирует выпустить 550 тысяч машин и даже выйти в операционную прибыль, чего не случалось с начала кризиса. Компания ГАЗ, в свою очередь, смогла отложить похороны не оправдавшей надежды Volga Siber. ГАЗ получил 1880 сертификатов. А УАЗ – 2500. Для сравнения, Toyota продала по программе около 40 седанов бизнес-класса Camry.
Благодаря возросшему спросу заводы обеспечены заказами, а люди – работой. Причем автомобильная отрасль задействует множество предприятий – как сырьевых, так и производителей комплектующих. На Тольятти работает порядка 5000 поставщиков.
Кроме того, обновление автопарка как-никак происходит. До конца года примерно 400 000 человек смогут поменять свои старые «Жигули» на новые.
Пусть так же технологически устаревшие и далекие от европейских норм безопасности, но тем не менее не ржавые и не битые. А значит, можно говорить о формальном повышении дорожной безопасности и качества жизни.
Но тут возникает вопрос. Если программа так успешна и выгодна с социальной точки зрения, почему не выделить на нее больше денег? Первый транш, рассчитанный на полгода, потребители проглотили за 3 месяца. В это же время «АвтоВАЗ» на погашение долгов получил порядка 80 млрд рублей. Можно было бы пустить их на льготы.
Программа дает возможность компании протянуть в кризис. Но она сможет выйти на самоокупаемость, только если воспользуется моментом для модернизации, для развития, для создания конкурентного продукта.
Согласно стратегическому плану компании, до 2020 года она должна стать прибыльной. К 2013 году должен начаться выпуск автомобилей на платформе B0 Renault-Nissan, в те же сроки планируется разработать семейство дешевых автомобилей на базе Kalina, которые заменят автомобили «классического» семейства ВАЗ-2105 и 2107, а впоследствии и Samara. В 2011—2012 годах Lada Priora должна пройти фейслифтинг. Инвестиционная программа рассчитана на 183,5 млрд рублей. Сможет ли руководство предприятия грамотно распорядиться деньгами и вывести тяжелое на подъем производство в рыночную среду или завод так и останется увальнем на шее государства, станет понятно уже скоро.