Российский союз автостраховщиков (РСА) получил с 25 января 2010 года 66 жалоб на нарушения при осуществлении взаиморасчетов компаниями в рамках прямого возмещения убытков (ПВУ) в ОСАГО, сообщает «Интерфакс». «В настоящее время из них рассмотрены 26 обращений, 22 признаны обоснованными, — цитирует агентство руководителя управления РСА Андрея Юрьева, выступавшего на международной конференции по страхованию во Владимире. — Согласно правилам соглашения о прямом возмещении убытков, нарушители облагаются штрафом в размере, эквивалентном $1 тыс. Компании-нарушители наказываются рублем».
С жалобами в РСА на недобросовестных страховщиков обратились не только региональные, но и федеральные компании. На незаконные действия автостраховщиков-нарушителей указывали компания «Адмирал» (Ростов-на-Дону), «Северная Казна» (Екатеринбург), «УралСиб», «Спасские Ворота», «ВСК», «Ингосстрах», «РОСНО», «РЕСО-Гарантия».
Участники рынка предупреждают: число нарушений в системе ПВУ принимает угрожающие масштабы.
«Наблюдается ярко выраженная тенденция, — подтвердил «Газете.Ru» заместитель генерального директора «РЕСО-Гарантия» Игорь Иванов. – Компании, особенно средние и малые, и прежде всего в регионах, очень активно пытаются фильтровать риски, пытаются работать только по небольшим выплатам». В некоторых регионах страховые компании и вовсе отказываются работать по ПВУ. «Это тоже своего рода бизнес», — отмечает Игорь Иванов.
Заложниками споров между страховщиками становятся рядовые водители, которые ожидают выплат по ОСАГО. «Водитель теряет в первую очередь время, — говорит Игорь Иванов. – Происходит не только потеря времени, но и потеря доверия к ОСАГО из-за корыстных и недальновидных действий некоторых страховых компаний».
Ожидание выплат по ОСАГО может затягиваться на несколько месяцев, говорят юристы. «От момента подачи заявлений на выплату по прямому урегулированию до фактического получения денег может пройти минимум 2,5 месяца», — рассказал «Газете.Ru» адвокат в сфере страхования Антон Басин.
В то же время штрафные санкции не дисциплинируют автостраховщиков, уверен юрист. «РСА не является регулятором этих отношений, — говорит он. – Союз никак не стремится реализовать программы – только оштрафовать».
Эксперт считает, что для урегулирования подобных конфликтов между страховщиками в России необходимо создать третейский арбитраж. «И обязать членов РСА все споры урегулировать в досудебном порядке в этом арбитраже, — предлагает Антон Басин. – Но РСА не может или не хочет этого делать, или в силу того, что есть доминирующие страховщики на рынке, которым невыгодно это, и интересы которого лоббируются в том же РСА».
Система ПВУ появилась в России в феврале прошлого года, в ней участвуют все страховщики. Благодаря этой системе у потерпевшего в аварии появилась возможность обращаться за выплатой по ОСАГО напрямую к своему страховщику, а не к страховщику виновника аварии. Однако юристы все равно советуют водителям напрямую обращаться к страховой компании виновника ДТП.