Европейский автомобильный рынок упал впервые за 10 месяцев: в апреле было зарегистрировано на 7,4% меньше новых автомобилей, чем в аналогичный период прошлого года, в то время как в марте рынок демонстрировал 10,8% роста. Тем не менее по итогам 4 месяцев 2010 года европейский авторынок в минус не ушел: с января по апрель реализовано на 4,8% больше автомобилей, чем годом ранее.
По данным Европейской ассоциации автопроизводителей (ACEA), статистика которой основана на сведениях о регистрации новых машин, в апреле в странах Европы было зарегистрировано 1 171 044 легковых автомобиля. Наибольшим по объему остается рынок Германии – за месяц там было поставлено на учет 259 414 новых машин. За ней следуют Франция, Италия и Великобритания с объемом рынка на уровне 190 917, 159 971 и 148 793 автомобилей соответственно. По сравнению с апрелем 2009 года немецкий авторынок упал на 31,7%, итальянский – ушел в минус на 15,7%. При этом продажи автомобилей в Великобритании в апреле увеличились на 11,5%, а во Франции на 1,9%.
В то же время автопром Германии в условиях спада на внутреннем рынке наращивает экспортные поставки. Как сообщает агентство «Автостат» со ссылкой на данные ассоциации автомобильной промышленности Германии (VDA), в апреле немецкие автозаводы отгрузили на экспорт 388,8 тысяч машин, что на 58% больше, чем в том же месяце прошлого года. С начала года около 75% немецких автомобилей были отправлены на экспорт.
Снижение спроса на автомобили отмечается в Польше (-11,9%), Чехии (-13,2%) и Австрии (-11,6%). Сильный спад отмечается в Болгарии (-50,8%) и Венгрии (-45,7%). За месяц в этих странах было продано 1201 и 3647 автомобилей соответственно.
Рост в апреле (порядка 40%) демонстрируют Испания (за месяц зарегистрировано 93637 новых легковых автомобилей), Швеция (25,668 машин) и Финляндия (10,401 авто). Рынок Португалии (16,202 авто) увеличился за месяц на 32,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а продажи машин в Ирландии выросли на 95%, при этом общее число реализованных машин невелико — 8,544.
При этом, как пишет «Автостат», самым продаваемым на растущем испанском рынке является местный бренд Seat, принадлежащий концерну Volkswagen. Его реализация выросла на 45,8%, до 34312 машин. За ним следуют Citroen и Peugeot (33885 и 33645 автомобилей соответственно).
В испанской ассоциации производителей легковых и грузовых автомобилей (ANFAC) высокую динамику продаж связывают с эффективностью утилизационной программы, которая, как ожидается, будет продлена. В настоящее время она рассчитана до июня.
Однако по итогам четырех месяцев 2010 года рынок увеличился всего на 4,8% — в странах Евросоюза реализовано 4 809 647 авто, при этом по сравнению с показателями 2008 года его объем сократился уже на 11,6%. Как отмечают эксперты ACEA, падение европейского авторынка связано с тем, что в прошлом году большое число автомобилей было куплено с использованием государственных стимулирующих программ, однако в первые месяцы 2010 года стимулирующие меры были свернуты в большинстве стран, а экономическая ситуация в Европе остается сложной.
Тем не менее многие крупные рынки закончили четыре месяца «в плюсе» — на 59,1% вырос авторынок Португалии, на 43,2% в Испании, на 23,9% в Великобритании, на 13,4% в Италии, на 12,9% во Франции.
Стимулирующие программы, связанные с утилизацией «автохлама», продолжатся в 2010 году лишь в некоторых странах. По данным ACEA, до конца года субсидии будут выплачиваться во Франции (с июля их размер снизится с 800 до 500 евро) и Ирландии (премия 1500 евро). В Люксембурге утилизационные премии выдаются до конца июня, а в Румынии госпрограмма стартовала в феврале. Сумма премии за сдачу старого авто эквивалентна 950 евро, поддержки хватит на покупку 60 тысяч автомобилей.
Аналитик компании «Атон» Юлий Матевосов полагает, что снижение спроса на автомобили, помимо завершения утилизационных программ, может быть вызвано и негативными событиями последнего времени, происходящими в европейской экономике. «Последние события в европейской экономике, связанные с неустойчивостью валюты также могут вызывать осторожность потребителей», - говорит эксперт.
Наибольшее количество автомобилей в Европе реализовал концерн Volkswagen (256,476 авто в апреле), за ним следует французский Peugeot-Citroen (158,113 машин) и Ford (107,071 автомобиль).