Металлурги готовятся повысить отпускные цены на металл для автозаводов на 10–30% уже с июля. Соответствующие уведомления получили крупнейшие российские автопроизводители, в том числе «АвтоВАЗ», «КамАЗ», «Соллерс», «Группа ГАЗ», сообщает агентство Reuters со ссылкой на источники в отрасли. При этом рост цен на металл составит от 10 до 30%, в зависимости от номенклатуры сырья. Автопроизводители не согласны с таким повышением цен и надеются достичь взаимоприемлемых цифр в ходе переговоров.
На «КамАЗе» «Газете.Ru» подтвердили получение уведомления от поставщиков металла.
«Да, мы получили письмо, уведомляющее о повышении цен на 26%. Как правило, с поставщиками у нас заключаются годовые контракты, условиями которых предусматривается изменение цены в зависимости от рыночной ситуации», — рассказал директор по связям с общественностью завода Олег Афанасьев. В компании «Соллерс» и «Группе ГАЗ» не смогли оперативно прокомментировать данную ситуацию.
Источник, близкий к руководству одного из российских автозаводов, рассказал «Газете.Ru», что в пятницу состоялась встреча представителей заводов на уровне директоров по закупкам, на которой обсуждались возможные ответные шаги, однако взаимоприемлемые условия пока не выработаны. В дальнейшем переговоры среди автопроизводителей и металлургов продолжатся.
При этом некоторые автозаводы уже сейчас повышают цены на автомобили: в пятницу о подорожании машин на 2–3% объявил «АвтоВАЗ».
Более всего прибавили в цене «классика» и Lada Priora – примерно 3%; цены на Lada Kalina и Samara увеличились на 0,68% и 1,66%. Подорожание не коснулось Kalina и Priora в комплектации «стандарт», а также машин, отпускаемых по программе утилизации. По словам директора по внешним связям «АвтоВАЗа» Игоря Буренкова, подорожание автомобилей связано именно с ростом цен на материалы и автокомпоненты. «Конечно, если на рынке меняется ситуация относительно стоимости сырья, мы вынуждены реагировать и поднимать цены на автомобили. С другой стороны, мы делаем всё возможное, чтобы это в наименьшей степени отразилось на наших покупателях», — сказал Буренков «Газете.Ru».
Однако по мнению начальника департамента стратегических исследований компании ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов) Игоря Николаева, рост цен на «Лады» связан с оживлением спроса, наблюдавшимся в марте и апреле. «Это всё очень «по-нашему»: как только спрос оживает, попытаться за счет цены сразу что-то дополучить. Особенно с учетом того что «АвтоВАЗ» первые месяцы закончил с убытком, что не планировалось производственной программой. На самом деле нынешний спрос неустойчивый, во многом конъюнктурный, поэтому как он ожил, так в ближайшее время может и снизиться», — считает эксперт.
По словам ведущего эксперта УК «Финам Менеджмент» Дмитрия Баранова, в случае роста цен на металл на 10–30% подорожание автомобилей не должно превысить 10%, и, если цены вырастут в июле, на стоимости авто это должно сказаться не раньше осени.
«Во первых, у автопроизводителей сейчас есть определенное количество металла, уже заказанного у поставщиков. Я думаю, у них есть и определенный финансовый резерв, позволяющий переложить на плечи потребителя не всю избыточную стоимость. Иначе только начавший восстанавливаться рынок может рухнуть опять», — рассуждает Баранов. По мнению Игоря Николаева, рост цен на автомобили будет связан не только с удорожанием сырья, но и с чисто экономическими причинами, включая увеличение спроса, а также с желанием автопроизводителей скорее компенсировать полученные ранее убытки. Дальнейшее подорожание металла также вероятно.
«Оживление спроса на автомобили, которое очевидно было в марте-апреле, подвигает производителей металла к повышению цены на свою продукцию. С другой стороны, я думаю, в отношении цены металла уже начинает действовать то, что произошло в Кузбассе. Как известно, шахта «Распадская» – это значительный объем коксующегося угля, который используют Магнитогорский и Новолипецкий металлургические комбинаты. Так что у металлургов помимо возросшего спроса со стороны потребителей есть еще и фактор, что необходимое для производства сырьё – коксующийся уголь – будет дорожать, и достаточно сильно», — рассуждает эксперт.